БУДНИЧНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ - Страница 2

Практика ежедневной литургии была закреплена в Студийском уставе, а затем перешла и в Иерусалимский, и так сложился обычный состав православного будничного богослужения: во-первых, службы суточного круга (по Часослову, к текстам которого присоединяются песнопения гимнографических книг – Октоиха и Минеи; в период Пятидесятницы – также и Цветной Триоди), во-вторых – Божественная литургия (после XI в. повсеместно – литургия Иоанна Златоуста). Из-за этого некоторые толкователи видят главный смысл суточных служб в приготовлении к евхаристии, а не в освящении молитвой определённых часов дня и ночи (утра, полуночи) как таковом. Тем не менее, в седмичные дни Рождественского поста, на которые не выпадает никакого праздника, принятый ныне Типикон предписывает совершать будничное богослужение без литургии (эта традиция впервые зафиксирована в Евергетидском Типиконе конца XI в.). В современной богослужебной практике будничным богослужением обычно называют службу с «Бог Господь» в дни памяти святых без праздничного знака, а также с шестеричным знаком (см. ст. Знаки праздников месяцеслова); устав такой службы описан в девятой главе принятого в Русской церкви Типикона. Однако помимо службы с «Бог Господь» там же описана и служба с «Аллилуия», ныне воспринимаемая только как постовая (см. ст. Постовое богослужение). Приравнивание девятой главе Типикона службы с «Аллилуия» к будничной связано с тем, что первоначально в различных редакциях Студийского устава и ранних Иерусалимского служба с «Аллилуия» действительно была обычной службой будних дней; службу с «Бог Господь» пели только в праздничные дни или на память почитаемых святых (в том числе большинства из тех, чья память обозначена в современном Типиконе как шестеричная). Многие святые месяцеслова не имели своих отпустительных тропарей (наличие тропаря влечёт за собой пение «Бог Господь» на утрене). С течением времени большинству святых, прежде не имевших тропаря, он был назначен – как правило, это общий тропарь того или иного лика святых (см. ст. Общая Минея); соответственно служба с «Бог Господь» стала совершаться гораздо чаще, чем раньше, а пение «Аллилуия» вместо «Бог Господь» было постепенно ограничено периодами четырёх постов, причём только в седмичные дни Великого поста служба с «Аллилуия» совершается более или менее регулярно, а в малые посты (Рождественский, Апостольский, Успенский) она возможна сравнительно редко (только в седмичные дни, при святых без знака, вне пред- и попразднств). В настоящее время в месяцеслове Типикона все дни вне постов имеют тропарь (единственное исключение, как полагают исследователи, по недосмотру, – 16 июля). Таким образом, к настоящему времени служба с «Аллилуия» (по первоначальному пониманию, будничная) воспринимается как постовая, а с «Бог Господь» (по первоначальному пониманию, по крайней мере, полупраздничная) – как будничная.

 



 
PR-CY.ru