БУДНИЧНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ

БУДНИЧНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ – ежедневное богослужение седмичных дней (с понедельника по пятницу) вне Великого поста, без входа на вечерне и Великого славословия на утрене. История возникновения и развития христианского будничного богослужения тесно связана с традицией молиться определённым образом несколько раз в течение дня, восходящей к апостольским временам и постепенно развившейся в систему суточных служб. К IV–V вв. на Востоке и Западе обязанность ежедневного совершения служб суточного круга была закреплена за определёнными группами клириков и аскетов, живших при храмах (Алексей Мстиславович Пентковский); в монастырях эти службы стали совершаться или всеми монахами вместе, или уединённо – по кельям. Палестинский монашеский вариант традиции ежедневных келейных служб зафиксирован в древнейших сохранившихся Часословах. Исследователи отмечают, что изложенный в них порядок очень близок к тому, который лежит в основе суточных служб по Студийскому и Иерусалимскому уставам, второй из них с XIII–XIV вв. повсеместно используется в православной церкви. В III–IV вв. совершение ежедневных суточных служб не подразумевало обязательного совершения евхаристии (при этом причащение могло иметь место ежедневно, в III в. многие христиане каждый день причащались по домам запасными Святыми Дарами). Литургию, в первую очередь, служили по воскресеньям, к III в. также и в дни совершения таинства крещения, на памяти мучеников, в субботу и др. В IV в. многие дни недели постепенно стали евхаристическими днями. К концу IV в. в разных местностях распределение дней, когда совершалась евхаристия, было различным; Василий Великий пишет, что в его епархии все причащались в среду, пятницу, субботу и воскресенье; во многих областях на Западе (кроме Рима и некоторых других городов, которые придерживались древней практики) к концу IV в. литургия могла совершаться ежедневно. В практике палестинских келлиотских монастырей VI–IX вв. монахи собирались на общую литургию только по субботам, воскресеньям и праздникам (что не исключало келейного причащения в другие дни). В VIII в. к палестинской была близка практика олимпийских монастырей, где прошли монашеский искус многие подвижники, в частности, Феодор Студит, с именем которого связано широкое распространение в IX–XI вв. Студийского устава. В творениях преподобного Феодора и его ближайших учеников упоминается уже ежедневная братская литургия (по мнению исследователей, это связано с общежительным, а не келлиотским устройством Студийского монастыря – возможность ежедневного присутствия на литургии сделала ненужным келейное причащение).

 



 
PR-CY.ru