БУДНИЧНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ - Страница 4

Далее следуют две или три кафизмы (в зависимости от времени года), после которых сразу, без ектении (которая заменяется троекратным «Господи, помилуй»), поются седальны Октоиха (если по Уставу седальны Октоиха заменяются седальнами Минеи, перед ними произносится малая ектения). Затем Пс. 50 и канон (при святом без знака – два канона Октоиха на 10 со ирмосом и Минеи на 4; возможны и другие варианты – см. главы 11 и 48 Типикона); библейские песни должны стихословиться по будничной редакции (как правило, число тропарей канона существенно сокращается, а библейские песни заменяются молебными припевами). Катавасии после каждой песни канона нет, но после третьей, шестой, восьмой и девятой песен исполняют так называемые покрывающие ирмосы из канона Минеи. В начале девятой песни следует песнь Пресвятой Богородицы «Величит душа Моя Господа» (с каждением), а в конце, после покрывающего ирмоса, – «Достойно есть». После третьей, шестой и девятой песнях канона возглашаются малые ектении; после канона поются эксапостиларии Октоиха и Минеи (устав см. в главе 16 Типикона) и читаются Пс. 148–150 (так называемые хвалитные); если в Минее есть стихиры на хвалитех (что бывает при будничном богослужении достаточно редко), псалмы должны петься; после псалмов, если стихир нет, на «Слава: И ныне» читается гимн «Тебе слава подобает». Далее читаются вседневное утреннее славословие и «Сподоби, Господи», произносится просительная ектения, поются стихиры на стиховне, читаются «Благо есть», Трисвятое, поется тропарь святого, возглашается сугубая ектения и утреня заканчивается (в целом порядок будничной утрени после канона близок к порядку будничной вечерни после кафизмы). Первый час присоединяется к утрене без отпуста; отпуст утрени произносится после него. Все богородичны в службе или на ряду, или «от меньших» (из второго и четвёртого Приложений). И на вечерне, и на утрене просительная ектения предваряет сугубую. Отпуст как вечерни, так и утрени произносится при закрытых св. вратах. К малым часам могут присоединяться междочасия. Сразу или после некоторого перерыва должны совершаться третий и шестой часы и литургия. В современной русской практике вечерня, утреня и первый час обычно совершаются с вечера; утром бывают третий и шестой часы и литургия; девятый час, повечерие и полунощница опускаются. В современной греческой практике с вечера обычно совершаются девятый час и вечерня; утром – сокращённая полунощница, утреня и литургия; повечерие прочитывается дома, а первый, третий и шестой часы опускаются. На литургии при памяти святого без знака, если не указаны блаженны, должны петься вседневные антифоны (глава 21 Типикона), хотя в уставной главе Октоиха о седмичных службах указаны изобразительные антифоны. Если строго следовать указаниям русского Типикона, дней со вседневными антифонами в году остаётся немного; в греческих церквах вседневные антифоны употребляются почти ежедневно. К службе дня (прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие, причастен) на литургии присоединяется служба святого, если она есть. В предпразднества, попразднества и в период пения Цветной Триоди будничноео богослужение приобретает значительные особенности; при службе святого со славословным знаком вечерня, повечерие и полунощница имеют будничный порядок.



 
PR-CY.ru