БУДНИЧНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ - Страница 3

Будничные службы лишены многих элементов, присущих праздничным (таких, как полиелей, и др.), реже совершаются каждения. Согласно Типикону, будничное богослужение должно возглавляться только одним чередным священником, без участия сослужащих иереев и даже диакона; большую часть служб (кроме литургии) священник должен находиться вне алтаря (это соответствует практике афонских монастырей, на которой основан современный Типикон), а заходить туда и облачаться можно только для каждений; ектении он произносит перед св. вратами в одной епитрахили. За службами чаще применяется чтение вместо пения, а в пении, как правило, используются простые напевы. В разных певческих традициях православного мира сложные мелизматические напевы составлялись преимущественно для праздников, а также для особых дней церковного года (в том числе для служб Великого поста), а песнопения простых дней оставались практически без украшений. Изменяемые песнопения будничного богослужения – это, в основном, подобны, самогласны же редки или совсем не используются. По сравнению с праздничным (кроме воскресного) в будничном богослужении широко используется Октоих, песнопения которого посвящены темам седмичного круга богослужения, в Октоихе также часто встречаются песнопения покаянной тематики и мученичны (которые можно понимать как прославление святых). Вечером совершаются вечерня (предваряемая девятым часом, который относится к предыдущему дню), вечерняя трапеза и малое повечерие. Вечерня начинается с возгласа «Благословен Бог наш» и чтения Пс. 103. Затем следуют мирная ектения, кафизма (устав о кафизмах изложен в главе 17 Типикона), малая ектения (если кафизмы нет, она опускается). На «Господи, воззвах» поётся шесть стихир (три Октоиха и три Минеи (при службе без знака вне пред- и попразднств) или все шесть из Минеи); во время пения «Господи, воззвах» совершается каждение; входа не бывает. После стихир и «Свете тихий» (который по Уставу должен читаться; на практике его поют, обычно самым простым напевом) следует прокимен дня. В отличие от праздничной вечерни перед прокимном нет преподания мира. После прокимна читается «Сподоби, Господи», произносится просительная ектения, и поются стихиры на стиховне (обычно из Октоиха). Далее «Ныне отпущаеши», Трисвятое, тропарь святого и сугубая ектения (по сравнению с праздничной службой – без двух начальных прошений). На повечерии должен петься рядовой богородичный канон гласа (из Октоиха), к которому может присоединяться какое-либо не спетое в своё время минейное последование. Утром (точнее, в последние часы ночи) должны совершаться вседневная полунощница, утреня и первый час. На утрене, после двупсалмия (с каждением), шестопсалмия и мирной ектении поются «Бог Господь» и тропарь святого (тропарь удваивается).

 



 
PR-CY.ru