БЛАЖЕНСТВО - Страница 4

Опытом блаженного состояния: «Хорошо нам здесь быть» (Мф. 17:4; Мк. 9:5; Лк. 9:33), – преподанным Спасителем в дни Его земной жизни апостолам, было Преображение на горе Фавор. Озарив апостолов Нетварным светом, Господь явил людям Славу, которой облечены святые. Кроме того, Фаворское преображение, по словам Григория Паламы, показало и потерянное Адамом состояние догреховного блаженства. О соотношении состояний райского, земного и вечного блаженства Августин Блаженный писал: человек мог быть «в раю гораздо больше блаженным, чем блаженны святые в настоящей жизни, некоторым, конечно, низшим образом, чем будут блаженны святые в вечной жизни». Священное Писание, согласно Ефрему Сирину, учит о различных степенях блаженства и в вечной жизни: «В доме Отца... обителей много» (Ин. 14:2). «...В будущем веке, – писал Ефрем, – все праведные водворяются нераздельно, в единой радости. Но каждый в своей мере озаряется единым мысленным Солнцем и по степени достоинства почерпает радость и веселие». Для достижения блаженного состояния в Царстве Небесном человек должен деятельно воспринять Божественную благодать, очищающую его от греха и делающую способным к соединению с Богом. Удел блаженства человека, по словам Феофана Затворника, зависит от «совершенств», стяжённых трудами на земле, в которых проявится Божественная слава. «Земная жизнь – сеяние, а загробная – жатва, и потому человек должен сеять добро, чтобы потом наследовать блаженство». Путь восхождения к высшей духовной радости богообщения заключается в покаянии, т.е. изменении ума и сердца, вере, стремлении жить по воле Божьей, молитве, благодарении, соблюдении Заповедей блаженства: смиренномудрии, плаче о грехах и жажде правды, умягчении сердца кротостью и милосердием, желании стать соработником Бога в миротворчестве, в доброделании, в творении, прежде всего, своего духовного мира, ради чего человек готов радостно терпеть поношения, гонения, скорби, страдания, даже смерть за Христа. На этом пути человек по благодати Божьей имеет «проявление в душе Небесного Царства, как залог спасения, как предощущение вечного блаженства». Через таинства церкви человек делается причастником вечного блаженства. Приобретаемую духовную радость он «внутрь себя имеет... и с собою износит... от мира сего, и приносит в небесное своё отечество, и от блаженства в вечное и совершеннейшее блаженство приходит, где будет душею и телом совершенно блажен». «Признаком блаженства» является «непрестанная и тени не имеющая радость, происходящая от добродетели». «В сознании Церкви православной... понятия добра и блаженства всегда имели внутреннюю сообразность и родство», «качественное тожество». Эта связь постигается тогда, когда, с одной стороны, «добродетель перестаёт быть внешним законом и подвигом, а делается высшим благом человека» и, с другой стороны, когда блаженство становится необходимым следствием нравственности, «неотъемлемым моментом христианского совершенства».

 



 
PR-CY.ru