БЛАЖЕНСТВО - Страница 3

В поисках источника блаженства человек, рождаемый «по закону наслаждения», обращается к тварному миру, желая обрести блаженство в максимальном удовлетворении душевных и телесных чувств. «Своё высшее благо он более склонен полагать в самоуслаждении». Блаженство человека после грехопадения понимается как восстановление утраченного богообщения, которое стало возможным в результате Воплощения Бога. В Новом Завете используется несколько выражений, характеризующих блаженство, открытое перед человеком Спасителем: Царство Небесное (Мф. 4:17; 5:3), утешение (Мф. 5:4), наследование земли (Мф. 5:5), насыщение (Мф. 5:6; Лк. 6:21), помилование (Мф. 5:7), лицезрение, познание Бога (Мф. 5:8; 1 Ин. 3:2; 1 Кор. 13:12), богосыновство (Мф. 5:9; Гал. 4:5–7), приобщение вечной жизни (Ин. 6:47–51, 54, 58; 17:2–3), пребывание в любви (1 Ин. 4:16), вхождение в радость Господню (Мф. 25:21, 23), во славу Господа (Рим. 8:18), в покой Господа (Евр. 4:1–11). Цель Боговоплощения состояла в том, чтобы «сделать (человека) богом и причастником высшего блаженства». Первым человеком, который обрёл высшее блаженство, стала Божья Матерь. В словах израильтянки, обращённых ко Христу, о Его Матери: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие» (Лк. 11:27), – выражено ветхозаветное понятие блаженства как состояние Божьей благословенности. Но Богородица благодаря величайшему смирению, исполнению Божьей воли явила миру наивысшее блаженство, обожение. В единении с Богом, которое восстановил Христос («...да будут всё едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино...» – Ин. 17:21), человек принимает всю полноту блаженства. «Иисус Христос, – писал Тихон Задонский, – всё блаженство у Себя имеет, какое может быть, и блаженство истинное и неподвижимое... Кроме Него нет никакого блаженства». Блаженство как вечная жизнь противопоставляется в Новом Завете вечным мучениям, второй смерти (Мф. 25:46; Откр. 21:8). Небесное Царство, вечная жизнь, бытие с Богом без подверженности какому-либо губительному изменению есть блаженство будущее, вечное. Состояние вечного блаженства, понимаемое сотериологически (как спасённость человека) и эсхатологически (как вечная жизнь в Царстве Божьем), имеет, таким образом, онтологический статус. Ограниченность опыта и познания падшего человека не позволяет в полной мере представить суть будущего блаженства: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9). Полнота блаженства достигается только в вечности, но церковь Христова, таинственно соединяющая два плана бытия: временное и вечное, – предоставляет возможность богообщения уже здесь, на земле, приуготовляя христианина к блаженству вечному. В земной жизни «достойные души... получают залог и начатки того наслаждения, той радости, того духовного веселия, которых святые в царстве Христовом будут приобщаться в вечном свете».

 



 
PR-CY.ru