БЛАЖЕНСТВО - Страница 5

Начальной ступенью блаженства является «познание себя», осознание человеком глубины своего греха, ибо «зрение падения своего уже есть блаженство для падшего человека. Видящий падение своё способен... уверовать в Евангелие живой верой. Такое состояние – дар благодати, действие благодати, её плод, а потому и блаженство». Лучшее средство к познанию себя – посылаемые Богом искушения, поэтому путь духовного делания «претруден и многоопасен», исполнен «внимания, напряжения, труда и борьбы». Блаженство достигается только тогда, когда человек живёт по воле Божьей, предоставляет над собой «царствовать Богу», сообразуя свою волю с волей Божественной. Человеку невозможно достичь блаженства без страданий, его необходимо выстрадать: «...Многими скорбями надлежит... войти в Царствие Божие» (Деян. 14:22). О пользе страданий говорят св. отцы, рассматривая их как благо, способствующее духовному возрастанию человека. Добродетельная жизнь по заповедям Божьим ведёт к победе над страстями, обретению душевного покоя. «Христиане... внутрь могут и должны иметь покой всегда и на всяком месте... Сие есть наше в сём веку блаженство; сие есть превожделенное субботство...». Этот покой заключается в постоянном «искании Божественного света, который псалмопевец Давид назвал “ликом Бога”» (Пс. 26:8–9). Божественный свет Фавора озаряет душу человека благодаря его покаянному чувству и непрестанной молитве. Непрестанная Иисусова молитва очищает человека «от всякого рода душевной порчи, вызванной грехопадением, и делает его способным к духовному преображению и к восприятию божественной благодати, открывает перед ним возможности взойти на высшую ступень совершенства и желаемого единения с Богом». Об опасности ложного блаженства предостерегали св. отцы. «Не сочини сам себе блаженства: гордое и глупое самомнение может сочинить для человека такое блаженство», которое «в течение всей жизни будет обманывать тебя, льстить тебе, лишит истинного блага на земле и на небе». «Сочинённое», ложное, блаженство – то, к которому стремятся тщеславие и самолюбие и которое не является плодом покаяния, смирения, слёз, милосердия, любви. Обретение блаженства возможно для всех христиан, но о вступивших на особый путь, путь монашества, имеющих «перед собой лишь одну цель – угодить Богу», Серапион Тмуисский говорит: «Блаженны несущие воинскую службу Единосущной Троице!», врата рая «отверзла ваша любовь к Богу. Уже здесь вы блаженны, а после здешней жизни будете ещё более блаженными». Через монашествующих Господь являет милости всем любящим и прославляющим Его: «Мир блажен благодаря вам: пустыни освящаются вами и вселенная спасается вашими молитвами..., дождь ниспосылается на землю, она покрывается зеленью, и деревья в сохранности приносят плоды свои..., являя силу коленопреклонных молений ваших». В западном средневековом богословии блаженство рассматривалось, как правило, в качестве субъективного аспекта категории блага (см. также Благо).



 
PR-CY.ru