БЛАЖЕНСТВО - Страница 2

Если в античной философии и намечалось представление о духовном блаженстве, то оно предполагало растворение человека в безликом мире умопостигаемого. Так, согласно Порфирию, Плотин перед смертью сказал, что сейчас он «попытается слить то, что было божественного в нём, с тем, что есть божественного во Вселенной». В Ветхом Завете представление о блаженстве было связано с Божьим благословением человека. Бог благословляет «ходящего в законе Господнем», «боящегося Господа», «всем сердцем ищущего» Бога и «уповающего на Него» (Пс. 118:1, 2; 127:1; 2:12; Ис. 30:18; ср.: Пс. 1:1; 39:5; 111:1; Притч. 16:20), т.е. человека праведного, живущего по Закону. Благословение означает покровительство, помощь Бога праведнику как награду за добродетели. Благословенность и есть счастливая, блаженная жизнь, которая выражается в многочисленном потомстве, благополучии, долголетии, мире: «Блажен, кому помощник Бог...» (Пс. 145:5). Блажен и тот, кого Бог наказывает для вразумления (Иов. 5:17; Пс. 93:12). Вместе с тем в Ветхом Завете прикровенно присутствует вера в то, что Бог не оставляет уповающего на Него и после смерти (Пс. 15:1, 10): «Блаженство (приятности) в деснице Твоей вовек» (Пс. 15:11). Эсхатологическую окраску понятие блаженства приобретает у пророков: «Поглощена будет смерть навеки, и отрёт Господь Бог слёзы со всех лиц...» (Ис. 25:8); «и радость вечная будет над головою их» (Ис. 35:10); «...многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание..., и разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звёзды, вовеки, навсегда» (Дан. 12:2–3). Сущность блаженства в полноте раскрывают учение Христа и Священное Предание церкви. Бог как Высшее, Истинное Благо является источником блаженства и Сам называется блаженным (1 Тим. 1:11; 6:15): «...Подлинно блаженно сие источное добро, к Которому всё обращено, Которого всё желает...». Блаженством, единением с Богом в любви, было райское состояние человека. Райское блаженство человека всё более совершенствовалось бы по мере исполнения им заповедей Творца. Через человека в обожении должно было объединиться всё мировое бытие, что доставило бы твари вечное и непреложное блаженство. Но, преступив заповедь о послушании Божественной воле (Быт. 3:1–7), Адам и Ева лишились познания Истинного Блага, утратив тем самым состояние блаженства (Быт. 3:16–24). Представление о благе потеряло для падшего человека чёткие ориентиры. Удалившись от Творца, человек стал заменять стремление к Богу стремлением к тварным «ценностям»: из свободного и блаженного сына Божия он легко превратился в раба чувственных наслаждений, называя «блаженным то, что не имеет никакой цены: богатство, здравие, блистательную жизнь, – всё, что по природе своей не есть добро».

 



 
PR-CY.ru