АМВРОСИАНСКИЙ ОБРЯД - Страница 3

Изменения в изданиях вплоть до реформы XX в. были незначительными. Евхаристическая литургия (месса) амвросианского обряда имела следующий: по праздникам ей предшествовала процессия с пением антифонов, которая заканчивалась краткой литанией; в дни памяти мучеников совершался обряд возжжения шарообразного хлопкового светильника – фароса (от греч. – маяк), висящего над св. престолом. Литургия оглашенных состояла из входного стиха (ingressa; см. интроит), литании и «Kyrie eleison», молитвы «над народом» (лат. «oratio super populum»), чтений (включавших чтение из Ветхого Завета, заменявшееся иногда агиографическими произведениями, пение псалма, чтение из апостольских Деяний или Посланий, пение аллилуиария; иногда пение антифона перед Евангелием, чтение Евангелия), гомилии, благословения и отпуста оглашенных. Литургия верных начиналась с аккламации «Господь с вами» («Dominus vobiscum») и «Kyrie eleison»; далее следовали: антифон после Евангелия, как полагают исследователи, лобзание мира, молитва верных (oratio fidelium), молитва «над синдоном» (oratio super sindonem, синдон – от греч. плащаница, здесь этим словом назван расстилаемый на св. престоле плат, в римском обряде ему соответствует корпорал, в византийском – илитон), обряд приношения хлеба и вина (сопровождавшийся пением антифона «на приношение» ([antiphona ad] offerenda) и молитвами священника), Символ веры, молитва «над предложением» (oratio super oblata), анафора, священнодействие преломления св. Хлеба и соединения Тела и Крови Христовых, сопровождавшиеся пением стиха «на преломление» (confractorium), молитва Господня, которая заканчивалась эмболизмом (молитвой священника, парафразирующей прошения «Отче наш»), молитвы перед причащением, причащение духовенства и мирян (сопровождавшееся пением стиха, называемого transitorium), молитвы после причащения и «Kyrie eleison», заключительное благословение и отпуст. Такой порядок мессы имеет черты сходства с галликанским обрядом, которые некогда были присущи и римскому, но исчезли из римского богослужения к тому моменту, когда были написаны сохранившиеся рукописи: за литургией положены не два, а три чтения; молитва Господня читается не до, а после преломления св. Хлеба. В каролингский период в состав мессы амвросианского обряда была включена «Gloria», поющаяся перед «Kyrie eleison» и молитвой «над народом»; в воскресенья Великого поста вместо «Gloria» диаконом читались две литании, напоминающие великую ектению в византийском обряде, с ответами народа «Умоляем Тебя» («Precamur te») или «Господи, помилуй» («Domine miserere») в первой и «Kyrie eleison» во второй. Впоследствии чин мессы был приведён в большее соответствие со средневековым римским чином: появились обряд accessus ad altare, совершавшийся перед пением входного стиха, ряд молитв мессы римского обряда; месса амвросианского обряда стала заканчиваться, как и в Риме, чтением «заключительного Евангелия» (Ин. 1). В настоящее время древнейший текст анафоры амвросианского обряда отражён в сохранившихся за богослужением особых её вариантах, употребляемых в Cтрастной четверг и на Пасху.

 



 
PR-CY.ru