АРХЕОЛОГИЯ ХРИСТИАНСКАЯ

АРХЕОЛОГИЯ ХРИСТИАНСКАЯ – раздел археологии, изучающий древности раннехристианских общин и государств, преимущественно позднеантичной и раннесредневековой эпох. Христианская археология, исследующая раннюю историю христианской церкви, предоставляет материалы для общей церковной археологии. Она зародилась как одна из вспомогательных дисциплин католической церковной истории. Современная христианская археология изучает церковные сооружения, обстановку и убранство храма, богослужебные принадлежности, иконографию, погребения, надгробия, эпиграфику, святыни и др., используя общие методы критики и анализа источников (сравнительно-типологический, стратиграфический, иконографический и т.д.). География христианской археологии охватывает территорию Римской империи и пространство, на котором до VIII в. существовали общины, или велась проповедь христианского вероучения (Средиземноморье, значительная часть Евразии вплоть до Дальнего Востока и Индийского океана); в России памятники христианской археологии обнаружены в Причерноморье и на Северном Кавказе. Хронологические границы зависят от научной школы и конкретной территории: в Северной Африке и на Ближнем Востоке период христианской археологии кончается с завоеванием кочевниками и арабами-мусульманами (начало VII в.); на Балканах, в Греции, в Болгарии, в Венгрии и в Румынии – со славянским и аварским нашествием (VI–VII вв.); во Франции и на Рейне – с появлением державы Карла Великого (VIII–IX вв.). В ХХ в. христианская археология включила в сферу изучения ранневизантийский и восточнохристианский материал. Об этом писал ещё профессор Московской духовной академии Александр Петрович Голубцов (1860–1911 гг.), отмечая разницу в изучении церковных древностей на Западе, где ограничиваются раннехристианским периодом, и в России, где археолог «обязан иметь дело не с первохристианскими только церковными древностями, но с искусством и богослужением ещё и греческой церкви». В истории христианской археология выделяются четыре этапа, соотносимых с общим развитием археологии: антикварный (донаучный, до середины XIX в.); зарождение христианской археологии как науки (римская школа, 1840–1890 гг.); становление метода («открытий и дискуссий», 1890–1950 гг.); современный (междисциплинарный подход). Вскоре после утверждения христианства в Римской империи равноапостольный император Константин I Великий (323–337 гг.) принял меры к отысканию, сохранению, прославлению Креста и Гроба Господня в Иерусалиме (326 г.), а также святых мест. Со второй половины IV в. известна традиция раскопок с целью обретения мощей, особо развитая в Средневековье. Большое внимание реставрации катакомб, о посещении которых пишет уже Иероним Стридонский (342 – 419/420 гг.), уделяли папы Римские.

 



 
PR-CY.ru