АРХЕОЛОГИЯ ХРИСТИАНСКАЯ - Страница 6

Так, христианские погребения датировались, в основном, периодом не до, а после 313 г. (древнейшие восходят к III в., дата самой ранней эпитафии – 266 г.); катакомбы превратились из частных гробниц в общие принадлежащие церкви кладбища в конце III – IV в.; сюжетное разнообразие росписи росло постепенно (до 313 г. известно 15 композиций, к концу IV в. – более 60); катакомбы иудеев и христиан возникли одновременно, в конце II – начале III вв., и не обязательно связаны генетически. После Первой мировой войны потребность в развитии христианской археологии ощутил и Ватикан. В 1925 г. на базе Папской академии христианской археологии был создан Папский институт христианской археологии. В 1930–1940 гг. ведущее место в области научного анализа заняла созданная в Бонне группа И. Лицмана и Франца Иосифа Дёльгера, рассматривавшая раннее христианство как часть общей культуры Средиземноморья в религиозно-историческом контексте эллинизма. Т. Клаузер сплотил Боннскую группу в работе над «Словарём античности и христианства» и «Ежегодником античности и христианства». Научные школы Запада официально заявили об отказе от конфессионального подхода в середине XX в. (IX Международный конгресс христианской археологии), однако сохранились направления, стремившиеся избежать противоречий между письменными источниками и археологией. Метод христианской археологии формировали дискуссии о корнях христианской иконографии, включавшие вопрос генезиса базилики и мартирия. На смену типологическим разработкам и классификации (завершены к середине XX в.) пришёл функциональный метод, способный объяснить зависимость форм от служебно-литургического и символико-богословского назначения. Андрей Николаевич Грабар (1896–1990 гг.) выявил связь происхождения базилики и центрического храма с традицией почитания мощей, Ричард Краутхаймер показал пути сложения раннехристианских столиц на востоке и западе Византийской империи, Ж. Б. Лассю и Ж. Чаленко исследовали зависимость планировки храмов от местных форм социальной жизни и литургии. Этот же метод был применён к изучению раннехристианской иконографии (А. Альфольди, Э. Китцингер). Р. Краутхаймер, Фридрих Вильгельм Дайхманн (1909–1993 гг.) и др. видели в памятниках христианской археологии комплексные источники, всестороннее изучение которых возможно лишь с помощью методов многих дисциплин. Этот подход утвердился и в советской археологии с конца 1940 – начала 1950 гг. (Николай Николаевич Воронин, Михаил Константинович Каргер), и в современном изучении архитектуры на Западе. Методическое развитие христианской археологии затронуло принципы проведения полевых работ: в Сирии для изучения раннехристианских монастырей и поселений применили аэрофотосъёмку; в Африке была создана британская армейская служба охраны памятников (М. Уилер, Б. Уорд-Перкинс); в Тунисе начались контрольные раскопки (Н. Дюваль), в Триполитании и Киренаике – сплошные обследования (Р. Гудшильд); П.-А. Феврье разработал абсолютную шкалу массового материала для Сетифиса.

 



 
PR-CY.ru