АРХЕОЛОГИЯ ХРИСТИАНСКАЯ - Страница 10

В Нубии раскопана столица митрополии Фарас (Пахорас) (К. Михайловский) и собор Старой Донголы (630 г.) с портретами епископов и точными датами эпитафий (первый храм на месте собора был построен в середине – второй половине V в.; христианство сохранялось в течение 900 лет в исламском окружении: титулатура и формуляры остались византийскими, сохранялся греческий язык богослужения). Собираются сведения о зарождении христианства в Эфиопии (экспедиция Д.У. Филлипсона 1993–1994; Аксум). На восток через Палестину, Сирию, Малую Азию и Закавказье и в глубь Центральной Азии христианское вероучение распространялось после отделения несторианской церкви (к 630 гг. была создана митрополия и строились храмы). Открытие церквей VI в. в Ктесифоне подкрепило сведения о создании здесь в 484 г. церковной иерархии последователями Нестория. Катакомбы, обнаруженные на острове Харк в Персидском заливе, дают представление о движении христианства не только по караванным путям, но и морем, в обход Евразии. На пространстве от Кавказа, Междуречья и Персидского залива до Турфанского оазиса и пещер Дуньхуана памятники христианской археологии открыты трудами учёных из России. Начало положила находка намогильных камней (611 экз.) с сирийскими надписями и крестами у городов Токмак и Бишкек (1885 г.). Последовала серия работ (Даниил Авраамович Хвольсон, Михаил Васильевич Никольский, Сергей Сергеевич Слуцкий, Василий Васильевич Болотов, Василий Владимирович Бартольд) и открытие в Алмалыке надгробных надписей тюрок-христиан XIII–XIV вв. Работа была возобновлена лишь в 1950 гг. (Александр Натанович Бернштам). Остатки церквей и монастырей обнаружены в Туркмении (г. Мерв). Интерпретация и датировка объектов («овальный дом» – монастырь городища Гяур-Кала IV(V)–VI вв. и «кладбище иноверцев» с наусами II–VI вв.; храм Хароба-Кошук) исследователи признают спорными, но ряд находок, несомненно, связан с христианством (халцедоновая печать с крестом, клад Геок-Тепе из раннехристианских золотых медальонов и бляшек; оттиски печатей с крестом из Ак-Тепе VI–VII вв.; керамическая форма для отливки подвесок и нательных крестов с Эрк-Калы). Центром распространения христианства в Азии с VI в. был Согд: следы есть в районе Самарканда (крестик VIII в. с городища Афрасиаб; гальки-надгробия с изображениями креста и бронзовое кадило со сценами из Нового Завета в Ургуте; некрополь с погребениями христиан-кочевников в урочище Дурмен на Зеравшане). В Пянджикенте среди росписей VI–VIII вв. отмечен ветхозаветный сюжет с элементами христианской иконографии, найден остракон с текстом из Библии, открыт христианский некрополь (Дашт-Урдакон). Христианские вещи и предметы из Византии находят в Ташкенте (богослужебная утварь), на городище Канка, в Ходженте (поливная чаша с арабской крестообразной надписью «Иса и Марьям», XI в.).

 



 
PR-CY.ru