АРХЕОЛОГИЯ ХРИСТИАНСКАЯ - Страница 5

Начались исследования раннехристианских храмов (Г. Белл и др.) в труднодоступных районах Каппадокии. В Палестине велись раскопки святых мест на принадлежавших разным конфессиям участках земли, особенно активными были институты, созданные монашескими орденами. Библейская школа доминиканцев (Феликс Мари Абель, Луи Юг Венсан, Альберт Лагранж) с 1910 гг. вела в Иерусалиме раскопки базилик эпохи императора Константина, в 1920–1930 гг. изучала «вымостку» Антониевой башни и карту-мозаику из Мааина. Итальянские учёные-францисканцы (Библейская францисканская школа) начали в 1890–1910 гг. работы в Назарете, Капернауме, Айн-Кареме и древнейших монастырях, а позже внесли вклад в изучение пустынь Иордании. С ними соперничали основанный в 1865 г. англиканский Палестинский исследовательский фонд, особенно активный в 1934–1948 гг., Американские школы исследования Востока и экспедиции главных университетов США (Йельского, Принстонского). В числе их достижений – работы Дж. У. Кроуфта в Герасе (1928–1930 гг., Британская археологическая школа в Иерусалиме); открытия в Дура-Европос и Антиохии на Оронте. К изучению христианской археологии Палестины и Сирии стремились и российские учёные, до Октябрьской революции 1917 г. опиравшиеся на Русскую духовную миссию в Иерусалиме (1847 г.) и Палестинское православное общество. Развитие метода христианской археологии в первой половине XX в. отставало от полевых работ. Стратиграфический и типологический подходы осваивали медленно, раскопки ограничивали «очисткой» древней архитектуры, её обмерами, копированием мозаик и надписей; часто уничтожались средневековые слои (византийский, коптский и др.). Христианская археология оставалась «ведомственной» наукой католической церкви, профессионально занимались ею, в основном, священнослужители, её изучали в церковных учебных заведениях, большинство светских учёных ею пренебрегали. Римская школа опиралась на архаичную и противоречивую методику, католическая традиция требовала следовать при анализе определённой иерархии источников: предпочтение отдавалось письменной традиции (библейской, патрологической и др.), христианская археология лишь дополняла её. Это зачастую вело к ошибочным выводам и датировкам. Считалось, что возникновение христианства должно было отчётливо отразиться в древностях I в., в действительности христианские элементы оставались неразличимыми в среде Античности. Христианская археология подтверждает их несомненное выделение начиная с 180 гг. На рубеже XIX–XX вв. вышли первые общие труды протестантской школы (Иоганна Кристиана Вильгельма Аугусти «Руководство по христианской археологии»; Фердинад Пипер «Монументальная теология»; В. Шульце «Археология раннехристианского искусства»), в 1910 гг. методика исследований христианской археологии была усовершенствована швейцарским учёным Паулем Штайгером, который предложил датировать погребения катакомб по стратиграфии накопления локул; его выводы были признаны, развиты (А.М. Шнайдер, П. Тестини) и подкреплены новыми находками, вызвавшими сенсацию.

 



 
PR-CY.ru