АРХЕОЛОГИЯ БИБЛЕЙСКАЯ - Страница 12

 

Беспримерная по масштабам и сложности новая подземная система водоснабжения, основной частью которой был туннель длиной 538 м (о его строительстве повествует Силоамская надпись), доставляла воду источника Гихона. Раскопки подтверждают и взятие ассирийским царем Синаххерибом в 701 г. до н.э. густо застроенного г. Лахиша. Его защищали две стены: внешняя, в средней части холма, и внутренняя, которая ограждала вершину и достигала 6-метровой толщины; особой мощью отличались 6-камерные внутренние ворота (превосходившие по размерам ворота Мегиддо, Асора и Гезера). Дворец-крепость стоял на высоком (6 м) подиуме – самое большое из сооружений железного века, известных в Палестине, изменившееся в размерах от квадрата 32х32 м до прямоугольника 36х76 м. Прямые археологические данные г. Лахиша хорошо сочетаются с библейскими текстами, письменными и изобразительными свидетельствами ассирийцев о разгроме города. По рельефу дворца Синаххериба в Ниневии можно представить штурм обеих стен с воротами и башнями: защитники города метали камни из пращей, стрелы, камни и факелы, подтянутые по специально насыпанным пандусам тараны долбили стены. Действительно, у юго-западного угла городской стены обнаружен осадный каменный пандус, по высоте равный ей, скопления пращевых камней и железных наконечников стрел, мощные пожарные слои, тяжелые каменные глыбы, низвергнутые защитниками города на врагов, сооруженный ими контрпандус, укрепивший стену против тарана, и даже цепь для улавливания и остановки тарана. Картину падения еврейских царств дополняет полное разрушение сопротивлявшейся до 722 г. Самарии: даже фундаменты ее укреплений и царского квартала, которые сровняли с землей, были выбраны. Город превратили в один из центров господства Ассирии: сохраненные вокруг вершины казематные стены защищали теперь сооружения, построенные по совсем иным планам, резко изменилась и керамика. Полный разрыв в ходе культурного процесса фиксируется в Мегиддо, Телль-эль-Фаре и ряде других городов. Господство Ассирии VII в. до н.э. демонстрирует появление в Палестине форм так называемого нимрудского стиля и развитие городов в ассирийском и сирийском (армянском) традициях. Нашествие вавилонского царя Навуходоносора археологически фиксируется во многих городах Иудеи, часть которых (Телль-Бейт-Мирсим, Вефсамис) уже не восстанавливалась. Подтверждается и разрушительность вавилонской политики для экономики страны: она не могла более поддерживать густонаселенные города еврейских царств. Дважды был разгромлен и сожжен Лахиш (в 597 и 588 гг. до н.э.).  После разгрома 598 г. до н.э. Лахиш частично восстановили, но в 588 г. до н.э. он был сожжен вторично, о чем говорят так называемые «лахишские письма» – скопление 18 остраконов в слое пожарища, в комнате охраны между внешними и внутренними воротами города. Часть писем – это военные донесения Хошаяху, командира передового укрепления, Яушу, правителю Лахиша, в том числе о прекращении связи с Азеком. Считается, что «лахишские письма» отразили конфронтацию между приверженцами и противниками (пророки Иеремия и Урия) сопротивления врагу. Об осаде и падении Иерусалима в 588–587 гг. до н.э. говорит состояние стен города. Укрепления долгие месяцы выдерживали вавилонские штурмы, их участки даже реконструировали и усиливали (например, восточная стена над долиной Кедрона). Но в ходе финальных штурмов обрушились нижние стены, опиравшийся на них внешний край системы террас и стоявшие на этих террасах сооружения (камни старой стены частично использовал Кеемия при строительстве новой стены после возвращения из вавилонского плена).

 



 
PR-CY.ru