АРИЙ - Страница 7

Император остался вполне удовлетворен его вероисповеданием и отправил Ария в Александрию, чтобы он примирился с архиепископом Афанасием и получил от него разрешение вернуться к церковному общению. Но искушенного в богословских спорах Афанасия обмануть было намного сложнее: он не принял Ария и отвернулся от него. Языческий дух античных традиций был глубоко чужд Афанасию, однако в стремлении к импозантной строгости стиля он придерживался риторических норм. Константин сильно досадовал на Афанасия за отказ принять Ария и писал ему суровые послания. Воспользовавшись нерасположением императора к Афанасию, ариане удвоили свои усилия. Вскоре вернулся на свою кафедру Евсевий Никомедийский, а в 330 г. был низложен православный архиепископ антиохийский Евстафий. Его кафедра перешла к арианам, которые в 335 г. на Иерусалимском соборе одержали еще одну победу, добившись отлучения от церкви Афанасия Александрийского (кафедры теряют еще около десяти никейцев). Вновь осужденный в 333 г. Арий был восстановлен на Соборе в Тире и Иерусалиме в 335 г., но в 336 г. он скоропостижно умер. Православные приписывали его смерть суду Божьему, ариане – отравление православными. В 337 г. умер император Константин I Великий. Все сторонники никейского Символа веры вернулись из ссылки. Но на Востоке царила партия, группировавшаяся вокруг Евсевия, с 338 г. ставшего епископом Константинопольским. Под его руководством Собор в Антиохии (в 339 г.) снова сместил Афанасия, который с Маркелом удалился в Рим, где на Соборе 340 г. оба они были оправданы. На Антиохийском соборе (341–342 гг.) одна за другой были составлены несколько вероисповедных формул, в которых авторы старались приблизиться к никейскому Символу, но в то же время решительно отклоняли термин «единосущный». При таких условиях императоры Констант и Констанций (сыновья Константина Великого) признали необходимым созвать примирительный Собор в Сардике (теперь София) в 343 г. Явилось 170 епископов – 94 западных и 76 восточных. Когда последние увидели, что Афанасию, ими отлученному, на Соборе предоставлены место и голос, они протестовали и удалились в Филиппополь. Сардикийский собор предоставил некоторые преимущества епископу Римскому и составил формулу, в которой признавал единую ипостась Бога Отца, Бога Сына и Духа Святого. Афанасию снова была возвращена кафедра. Восточные епископы на Антиохийском соборе в 344 г. сделали шаг к никейскому Символу, признав формулу «подобный во всем». Между тем в 350 г. умер Констант. Констанций созывает Соборы в Арле (353 г.) и Милане (355 г.), где Афанасий был снова осужден. Западных епископов вынуждали подписать это решение, а несогласные были сосланы. Афанасий скрылся в пустыню к монахам. Арианство в несколько смягченной форме евсевианства торжествовало победу по всей Римской империи. Победители выделили из своей среды группу крайних, которые выставили формулу: «Сын не подобен Отцу». В среде умеренных возникла реакция: они двинулись дальше к никейской формуле и термину «подобный» противопоставили термин «подобосущный» («омиусия»). Отсюда и название партии – омиусиане или (как их неправильно называли) полуариане. Им удалось произвести впечатление на императора Констанция, но ненадолго. Урзаций и Валент пускают в ход всякие двусмысленные формулы, лишь бы добиться показного единства и спокойствия. На новом Соборе в Сирмиуме ими делается уступка омиусианам, появляется двусмысленная формула: «Сын подобен Отцу во всем». Ее можно понимать и как «подобен» – ergo и по сущности, и как подобен во всем, кроме сущности. Констанцию показалось, что настало время воссоединить Восток с Западом. В 359 г. были созваны два Собора: в Селевкии для Востока и в Римини для Запада. Западные епископы, прибывшие на Собор с намерением дать торжество никейскому Символу, в конце концов, подписали формулу, где стояло «подобный» даже с опущением «во всем». Такой подписи добились и от представителей Селевкийского собора. Победа осталась на стороне партии «омиев», питавшейся придворными интригами и отдалявшейся от наиболее ярких представителей других партий. Сочинения Ария сохранились лишь фрагментарно. Основное среди них – поэма «Фалея» («Званый пир»). Сохранились также его письма к Евсевию Никомедийскому и Александру александрийскому. Последователи Ария – ариане существовали вплоть до V в. не только в Египте, но и в Западной Европе. См. также АРИАНСТВО, ариане.



 
PR-CY.ru