АРИЙ - Страница 3

 

Последователи Праксея – монархиане – рассуждали так: если Иисус Христос был Богом, надо, во избежание двоебожия, отождествить Его с Богом Отцом – «Христос был Богом и пострадал за нас, Сам будучи Отцом. Иного говорить не можем». Эти идеи в начале III в. были развиты в стройное вероучение Савелием Птолемаидским, родом из Птолемаиды Ливийской. В Риме Савелий появился около 200 г., имел большое влияние на римского епископа Зиферина и его преемника Калликста, который должен был отлучить Савелия от церкви по требованию большого числа клириков. Дальнейшая судьба Савелия неизвестна. Как и для всех монархиан, для него высшей идеей была идея единого Бога, Которого он называл «Монадой», или «Сыно-отцом». Эта Монада есть непостижимое, чуждое всякого различия единство; есть Бог в Самом Себе, находящийся вне всякого отношения к миру в состоянии совершенного покоя или молчания. Монаду можно представить как неуловимую, хотя и все заключающую в Себе математическую точку. Миротворение начинается с того, что в силу внутренней потребности саморазвития Монада расширяется. Молчащий Бог становится глаголющим; Сыно-отец открывается миру как Логос (Слово). Однако Логос еще не Сын и не Отец, а единая сущность, проявляющаяся в трех «наименованиях», «лицах» или «личинах»: в Отце, Сыне и Духе. Если в процессе творения мира все они выступают как Единое, то по отношению к человеку Отец, Сын и Дух уже не сливаются в одно. Бог Отец, известный по Ветхому Завету, дал синайское законодательство. Это было первое Откровение или слово Логоса. С Нового Завета начинается второй диалог: Логос принимает личину Сына; Его проповедь, Воплощение и Искупление были главными проявлениями второго Откровения. После этого, с сошествия на апостолов Святого Духа, начинается третий диалог. Но Дух Святой пребывает среди людей не вечно – Он тоже со временем возвратится в Логос, а Сам Логос возвратится в Монаду, сожмется в нее, как в точку, потонет в Ней или будет впитан Ею, как золото впитывает упавший на него солнечный луч. Мир кончится. Кончится и Богооткровение – Речь Бога снова станет Его Молчанием; и кто знает, раздастся ли еще голос Монады? Богу Сыну в теологии Ария уделялась роль Демиурга, устроителя мира. Бог Отец усыновил Сына-Слово, но из этого сыновства не вытекает никакого реального участия в Божестве, никакого истинного сходства с Ним. Бог Отец творит при посредстве Сына-Слова, потому что Само Божество не может прийти в соприкосновение с конечным миром. Бог Сын является в творении орудием Бога Отца. И хотя Слово было высочайшим из Его творений, Оно все же есть «тварь», т.е. нечто происшедшее. Что же касается Духа Святого, то Он есть первое творение Бога Сына и является еще менее Богом, чем Он Сам. В этих положениях учение Ария было, в сущности, отрицанием Троичности Божьей, т.к. троичность для Ария была чем-то производным и происшедшим. Фактически для него существовал только одни Бог – Бог Отец, а Бог Сын и Дух Святой были только высшими первородными «тварями», посредниками в миротворении. На вопрос, почему же преимущество Боговоплощения во Христе выпало на долю Бога Сына, а не какой-нибудь другой «твари», Арий отвечал, что это произошло по предвидению Бога Отца, Который еще при творении сообщил Ему свойства, необходимые при вочеловечении. Само чудо Боговоплощения он понимал несколько механически и упрощенно, как соединение человека Иисуса Христа с Сыном-Словом в единстве Богочеловека Христа, причем Слово в этом соединении играло роль души.

 



 
PR-CY.ru