АПОСТОЛЬСТВО, апостоличность - Страница 4

«Апостольство» как свойство церкви сводится к трём признакам: «Церковь – апостольская, потому что она основана на апостолах, притом в тройном значении: она созидалась и созидается «на основании апостолов» (Еф. 2:20; Откр. 21:14), свидетелей, избранных и посланных на исполнение миссии Самим Христом; при помощи Духа, обитающего в ней, она хранит и передаёт учение, святой залог, здравые слова, услышанные от апостолов; она по-прежнему, вплоть до возвращения Христа, поучаема, освящаема и управляема апостолами благодаря тем, кто «наследовал им в их пастырском труде, – епископскому чину, которому помогают священники в единении с преемником Петра, верховным пастырем Церкви» («Ad gentes»). Однако есть некоторые отличия, связанные с иным пониманием таких признаков «апостольства» церкви, как сохранение ею апостольского преемства и апостольского учения. Апостольское преемство католиками понимается не только как признак, но и как «гарантия» верности церковной иерархии апостольскому Преданию. Одновременно делается ударение на необходимости «единения с преемником Петра», что вытекает из католической экклезиологии. Относительно учения церкви, хотя и признаётся полнота Божественного Откровения, вверенного святым апостолам, ставится под сомнение тождественность церковного самосознания: «...Понимание как сути, так и слов наследия веры может расти в жизни Церкви: через «созерцание и исследование верующими»; речь идёт, в частности, «о богословских исследованиях, углубляющих познание истины Откровения»; ...Народ Божий в своей совокупности не перестаёт принимать дар Божественного Откровения, проникать в него все глубже и жить им всё полнее» (см. Догматического развития теория). В протестантизме «апостольство» церкви понимается, в первую очередь, в том смысле, что её вероучение тождественно апостольскому во всей полноте и без искажений. Это предполагает верность основополагающему вероучительному принципу протестантизма «sola Scriptura» (лат. – «только Писание»). Характерно отсутствие самого понятия «апостольство» в Аугсбургском исповедании, «Катехизисе» Мартина Лютера и «Шмалькальденских артикулах». «Апостольство» церкви в смысле посланничества её в мир фактически сводится к проповеди Слова Божия. Основание церкви святыми апостолами рассматривается только как факт церковной истории. Значение апостольского преемства как признака истинной церкви прямо отрицается. При этом утверждается, что христианские служители несут точно такое же служение по своему содержанию и действенности, как и святые апостолы. Признаётся (хотя и не всеми протестантскими богословами) Божественное установление самого института публичного служения, которое мыслится как тождественное апостольскому: «Служение Слова совершается по заповеди Божией и содержит в себе славные обетования». Большинство авторов отрицает Божественное установление ординации (рукоположения) христианских служителей, которое мыслится только как призвание от общины на публичное служение.



 
PR-CY.ru