АПОСТОЛЬСТВО, апостоличность

АПОСТОЛЬСТВО, апостоличность – одно из четырёх существенных свойств церкви, перечисленных в Никео-Константинопольском (Никео-Цареградском) Символе веры: «Верую… во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь». Термин имеет позднее происхождение. Он связан с учением о свойствах церкви, которое было сформулировано в период Реформации XVI–XVII вв. католическими богословами. В библейской и святоотеческой традиции термину «апостольство» ближе всего греческие понятия «апостольский» и «посланничество», «миссия», соответствующие латинские термины – «apostolicus» и «apostolatus». Вместе с тем ни одно из этих понятий не может быть однозначно сопоставлено с понятием «апостольство». В Священном Писании апостольство указывает на служение Двенадцати: «...И помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда…» (Деян. 1:24–25; см. также Рим. 1:5; 1 Кор. 9:2; Гал. 2:8). В небиблейском употреблении этот термин постепенно начинает приобретать все более широкий смысл, связанный со служением Христовым, которое продолжается в церкви. В святоотеческой традиции гораздо чаще встречается небиблейское «апостольство». В первые века христианства термин употреблялся при указании на время служения святых апостолов (апостольский век), на их учение (апостольское предание), на людей, имевших общение со святыми апостолами (мужи апостольские). Однако уже первый Вселенский собор (325 г.) называет церковь апостольской в Соборном изложении веры: «Говорящих же, что было время, когда не было (Сына)… таковых предает анафеме кафолическая и апостольская Церковь». Правило 8 первого Вселенского собора вновь называет церковь апостольской. Наконец, второй Вселенский собор (381 г.) вводит понятие «апостольская Церковь» в Символ веры. В самом общем смысле «апостольство» церкви означает, что всё существенное, чем церковь, основанная Христом, обладала при апостолах, всегда в ней сохраняется. Она до скончания века будет тождественна той церкви, которая была основана Самим Христом. Развитие и изменение исторических форм бытия церкви не нарушают свойств апостольства, существенные признаки которого остаются при этом неизменными. Церковь является апостольской: 1) по основанию, 2) по учению, 3) по способу сохранения и передачи благодатных даров Святого Духа, 4) по цели своего бытия. 1. Апостолы стояли у истоков исторического бытия церкви. Они были первыми её членами, принявшими от Самого Иисуса Христа всю полноту благодатных даров Святого Духа и Его учения (Ин. 20:21–23; Мф. 28:19–20; Лк. 24:45–53; Деян. 1:8). После получения повеления от Господа проповедовать Евангелие «по всему миру» (Мф. 28:19–20; Мк. 16:15–20) апостолами были основаны первые поместные церкви: Иерусалимская (Деян. 2:37–47), Антиохийская (Деян. 11:19–26), Филиппийская (Деян. 16:12–40), Фессалоникийская (Деян. 17:1–4), Коринфская (Деян. 18:1–11), Эфесская (Деян. 19) и др. Эти церкви стали в дальнейшем матерями всех последующих. Поэтому церковь утверждена «на основании Апостолов» (Еф. 2:20), они являются её «двенадцатью основаниями» (Откр. 21:14).

 



 
PR-CY.ru