АПОСТОЛЬСТВО, апостоличность - Страница 2

Основание церквей святыми апостолами не просто факт церковной истории, а существенное условие бытия церкви. Церковь всегда созидается на этом основании. «Наши святые и Божественные отцы и предшественники, непрерывно преемствующие друг другу, начиная от апостолов и от поставленных (Апостолами) преемников их даже до настоящего времени, – составляя одну неразрывную цепь и соединяясь рука в руку, образуют священную ограду, которой дверь – Христос, где пасётся вся православная паства на плодородных нивах таинственного Эдема...». Иероним Стридонский говорит об основании церквей апостолами как об одном из критериев их истинности: «В той Церкви до́лжно пребывать, которая, будучи основана апостолами, существует даже до сего дня». 2. Учение церкви тождественно учению святых апостолов. В прощальной беседе Иисус Христос говорит, что возвестил ученикам «всё, что слышал от Отца» (Ин. 15:15). Далее Христос предсказывает ученикам: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Ин. 16:13). Христос говорит о Святом Духе: Он «от Моего возьмёт и возвестит вам» (Ин. 16:14). Символ веры, называя церковь апостольской, «научает твёрдо держаться учения и преданий Апостольских и удаляться от такого учения и таких учителей, которые не утверждаются на учении Апостолов». В силу полноты Божественного Откровения, явленного во Христе святым апостолам, в церкви не может появиться никакого нового учения, отличного от апостольского. Апостол Павел предостерегает: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1:8; ср.: Тит. 1:9–11; 3:10). Церковь в лице святых апостолов не только изначально обладала полнотой Божественного Откровения, но и ясно осознавала вверенную ей богооткровенную истину и свидетельствовала о ней. Апостолы, по словам апостола Павла, возвещали «всю волю Божию» (Деян. 20:27). Эта полнота истины и религиозного сознания в церкви сохраняется, ибо в ней «вовек» присутствует Дух истины (Ин. 14:16–17). Полнота предания, воспринятого церковью от святых апостолов, засвидетельствована апостолом Павлом: «Хвалю вас, братия, что вы всё моё помните и держите предания так, как я передал вам» (1 Кор. 11:2). О тождественности церковного учения апостольскому и его полноте свидетельствует древнейшее Предание церкви: «Апостолы, как богач в сокровищницу, вполне положили в неё (церковь) всё, что относится к истине...». Сохранение церковью апостольского учения не противоречит развитию догматической науки. Оно мыслится как все более точное словесное выражение учения, которое всегда остаётся неизменным в церковном самосознании. Викентий Леринский так представляет развитие догматической науки: «Предание, говорит (апостол), сохрани. Т.е. талант веры кафолической сбереги неповреждённым и неиспорченным. …Следовательно, скажет, может быть, кто-нибудь, в Церкви Христовой не должно быть никакого преуспеяния религии? Всеконечно должно быть, и притом весьма большое... Только преуспеяние это должно быть действительно преуспеянием, а не переменою веры. Преуспеяние состоит в том, когда тот или другой предмет усовершается сам в себе, а перемена – в том, когда что-нибудь перестаёт быть тем, что́ оно есть. ...Церковь Христова, рачительная и осторожная блюстительница вверенных ей для хранения догматов, никогда ничего в них не изменяет, ничего от них не убавляет, ничего к ним не прибавляет, необходимого не отсекает, излишнего не прибавляет, своего не теряет, чужого не присвояет...».

 



 
PR-CY.ru