На берегу Евфрата павликиане построили сильную крепость Тефрику, откуда во главе армии из павликиан и мусульман Карвеас не раз нападал на Византию и разбивал выходившие против него отряды. Его пасынок и наследник Хрисохир прошел по всей Малой Азии, разграбил Никею и Никомидию, Анкиру и Эфес, не сдаваясь ни на угрозы, ни на мирные обещания Василия Македонянина. В 871 г. (или в 872) он попал в засаду и был убит, а его последователи были отброшены к горным твердыням. Еще целое столетие павликиане тревожили Византию, и только в 970 г. император Иоанн Цимисхий, отличавшийся веротерпимостью, сумел поселить большую колонию павликиан для охраны границы около Филиппополя во Фракии, где им была гарантирована религиозная свобода. Здесь они жили в полной независимости около столетия, пока император Алексей Комнин не наказал их за предательство во время войны с норманнами. В 1115 г. он встал на зимние квартиры у Филиппополя, чтобы обратить их в православие силой оружия. Непосредственно близ колонии павликиан были основаны православный монастырь и город Алексиополь. Тем не менее, секта продолжала здесь существовать до начала XIII в., подобно богомилам, которые также были привлечены сюда веротерпимостью Цимисхия. Разновидности секты позднее появились в Италии и во Франции под названием катаров и альбигойцев.

Тем не менее, со второй половины IX в. византийское общество вступает в период стабилизации. Македонская династия устанавливает сравнительно крепкий централизованный режим. Вместо монастырей функции культурных центров вновь начинают выполнять поднимающиеся из упадка города, снова возрастает значение светских элементов культуры, возобновляется интерес к классической древности. Даже патриарх Фотий, выразитель идей своей эпохи, находил время делать подробные записи о попадавшихся ему языческих и христианских книгах. Он и члены его кружка совмещают ученые занятия с поэтическими. В частности, Фотий отмечает, что «излишняя и неумеренная отделка» губит непринужденную, безотчетную прелесть слога и ведет к невразумительности, проистекающей от ненужных добавлений, восхищается стилем аттического красноречия. Из своих аннотаций различных сочинений он составляет сборник «Мериобиблион».

Правление Македонской династии часто называют «золотым веком» Византии. В этот период оформляется пышный этикет византийского двора, строгий церемониал приема послов, создается правовая основа института соправителей. Патриарх Фотий поставил вопрос о равенстве духовной и светской властей, поэтому с конца IX в. традиционный обряд венчания на царство дополнен обрядом помазания, т.е. очищения от прошлых грехов. Придворная жизнь Византии X в. запечатлена в памятнике, известного под названием «О церемониях», который, несомненно, принадлежит этому времени, хотя включает много более раннего материала. Авторство приписывается императору Константину VII Багрянородному (Порфирогениту). Порфирогенит (Порфирородный) означает «рожденный в порфире», т.е. в комнате Большого императорского дворца, стены которого выложены камнем пурпурного цвета. Рождение в этой комнате означает, что отец младенца в этот момент был императором, поэтому не все византийские императоры могли носить этот титул.

 



 
PR-CY.ru