К X в. происходит обновление византийского фольклора, заново осваивавшего воинско-героическую тему. Предпосылкой этих сдвигов в народном творчестве было усиление военно-феодальной знати и общественного значения войны в обстановке войн с арабами и болгарами. Вырабатывается новый для Византии идеал жизнерадостного молодца-воина, преданного православной вере, но на чисто мирской лад, без тени монашеского смирения, и готового разговаривать как равный хоть с самим императором.

Воспитание будущий писатель получил при константинопольском дворе и был приближенным императоров Василия и Константина. В возрасте двадцати лет он оставил двор и поступил в Студийную обитель, затем перешел в обитель св. Мамонта, был игуменом и пресвитером. Из-за конфликта с некоторыми клириками был удален из Константинополя, устроил собственную обитель, где прожил 13 лет и мирно скончался в 1032 г. На славянском и русском языке наиболее известно и почитаемо его «Добротолюбие». Сочинения Симеона Нового Богослова любили и неоднократно цитировали русские религиозные мыслители, например, Нил Сорский.

Однако вернемся к Великой схизме. После смерти Оттона III в 1002 г. папство снова стало жалким орудием в руках партий, не выдвигая ни одного выдающегося имени. Распри между маркграфом Ардуином Иврейским и графами Тускуланскими заставляли папство прибегать к старинному средству – к помощи королей. На помощь папам пришли немецкие короли Генрих II и Конрад II, но как только их войска удалились из Италии, там возобновились прежние беспорядки. Анархия дошла до того, что появилось сразу три папы – Бенедикт IX, Сильвестр III и Григорий VI. А в 1024 г. папа Иоанн XIX чуть было не согласился за деньги признать за константинопольским патриархом титул «Вселенского и всего Востока». Тогда римское духовенство, чтобы навести порядок, призвало на помощь в 1046 г. Генриха III. По его требованию на Сутрийском соборе папы были низложены, и на престол был возведен Климент II. Генрих III был воспитанником клюнийцев и давно мечтал о преобразовании Церкви. Его планы совпали с новым религиозным движением, оказавшим реставрации папства огромные услуги. При папе Льве IX, стороннике клюнийского движения, были запрещены симония и брак белого духовенства (1049 г.). В этих постановлениях видно уже влияние Гильдебранда, будущего папы Григория VII, который проводил свои идеи и при следующих пяти папах.

Именно при папе Льве IX (1049–1054 гг.) и патриархе Михаиле Керуларии (1043–1054 гг.) совершился окончательный разрыв Церквей. Папа Лев IX тщетно требовал возвращения римской кафедре всех земель, перечисленных в так называемом Константинопольском даре и находившихся во власти императора, а Михаил Керуларий поручил епископу Охридскому (болгарскому) Льву составить послание с перечислением и осуждением латинских новшеств и послать его епископу Иоанну Транийскому. К упрекам, сделанным Фотием, здесь были прибавлены новые, особенно против обычая употреблять для евхаристии опресноки. Послание было показано кардиналу Гумберту, который перевел его на латынь и показал папе, а тот отослал письмо патриарху, требуя объяснений, «как осмелились произносить приговор над кафедрой, которую не позволено судить никому из смертных». Император и патриарх вначале отвечали в примирительном тоне, но в мае 1054 г. в Константинополь прибыли легаты: Гумберт, Петр, епископ Амальфи и Фридрих Лотарингский, кардинал и канцлер римской Церкви.

 



 
PR-CY.ru