По настоянию императора, студийский игумен Никита Стифат в присутствии легатов сжег свое полемическое сочинение, направленное против «латинян», хотя это был только ответ на еще более резкое сочинение Гумберта («Диалог») против послания Льва Охридского. На сожженное сочинение Гумберт отвечал новым, крайне бранным. Все это повело к тому, что хотя император Константин Мономах стоял за легатов, приказывал переводить и распространять в народе сочинения Гумберта, всем стало ясно, что Рим ставит ультиматум: безусловная покорность или разрыв. Оскорбленный патриарх 15 июня отказался продолжать переговоры. На другой день легаты положили всенародно, во время богослужения, на престол храма св. Софии акт отлучения патриарха и его партии, полный грубейших обвинений и бранных слов, и 17 июня уехали из Константинополя. Тогда Керуларий созвал Собор, который произнес анафему против легатов и разослал окружное послание, предостерегая весь Восток от церковного общения с Римом. С этих пор во всех восточных церквах перестали поминать папу при богослужении.

Читая бесчисленные сочинения «против латинян», написанные после разделения Церквей византийцами и православными славянами, создается впечатление, будто все разделение произошло из-за мелких дисциплинарных и обрядовых различий, которым, по слепой злобе и невежеству, было придано принципиальное значение. У Фотия таких различий указано 10, у Керулария их 20, другие насчитывают их даже 250. Но эти различия были известны задолго до разделения и сами по себе никогда не считались достаточной причиной для нарушения церковного общения, если только не касались догмата. Сам Фотий в письме к Николаю I от 861 г. оправдывает свое возведение прямо из мирян в патриархи тем, что восточный канон допускает это: так были поставлены св. Нектарий (в IV в.), а также свв. Тарасий и Никифор. Указав ряд различий между Востоком и Западом, Фотий говорит: «Ни от кого не требуется исполнения не принятого в его стране закона, лишь бы не нарушалась вера и вселенский канон». При всех попытках воссоединения стороны очень быстро соглашались признать за каждой стороной ее практику, и единственными, но непреодолимыми преградами являлись неизменно главенство папы и учение об исхождении Святого Духа. Все остальные разногласия – не причины разделения Церквей, а показатели, до чего дошло взаимное раздражение, и как тщательно одна сторона стремилась оберегаться от всякого соприкосновения с другой. До Пия IX существенными причинами разделения, кроме указанных, считалось еще католическое учение о значении добрых дел для спасения («пелагианство в Римской Церкви») и в связи с ним учение о сверхдолжных заслугах святых, об индульгенциях и о чистилище. Пий IX, провозгласив на I Ватиканском соборе догматами мнения о непорочном зачатии Богородицы и о непогрешимости папы в вопросах веры, придал разделению церквей еще два догматических основания.

В течение XI–XII вв., при императорах династий Комнинов и Ангелов, разрыв еще не был полным, и определенные надежды на восстановление единства двух частей распавшейся Вселенской Церкви сохранялись. После же захвата и разграбления крестоносцами Константинополя в 1204 г. и создания Латинской империи, сопровождавшегося насильственным введением латинского богослужения и подчинением Константинопольской Церкви Риму, разделение Церквей стало необратимым. Выявились истинные политические притязания папства, и ни о каком единстве речи уже быть не могло.

Между тем попытки использовать отношения Церквей в политических целях не прекращались. Победитель крестоносцев и восстановитель Византийской империи Михаил VIII Палеолог (1261–1282 гг.), опасаясь военной угрозы растущего Османского государства в Малой Азии, принял предложение папы Григория X о соединении Церквей под властью Рима. Об этом было объявлено на Лионском соборе в 1274 г. Патриарха Иосифа I сместили за противодействие унии и заменили более сговорчивым Иоанном IX Векком.

 



 
PR-CY.ru