Твердая дисциплина в войске, твердые законы в государстве, твердая власть отца в семье – вот основа римского общества этого времени; даже народное собрание в Риме было организовано по-военному. Знать цену всему хорошему и дурному в жизни и уметь ставить выше всего благо государства, потом семьи, и лишь потом свое собственное – к этому сводится знаменитое определение традиционной римской добродетели (virtus).

Римляне считали, что в основе всего должен лежать порядок, который обеспечивал выживание. Поэтому характерной чертой римской религии в целом является скрупулезность в составлении списка почитаемых богов и тщательное расписание осуществляемых ими функций. Более того, каждая черта человеческого характера, каждое постоянно совершаемое действие также имели своего бога-покровителя. В римском пантеоне, например, за створки дверей, замков и дверные петли отвечали три различных бога. Если в собственном пантеоне не было богов, отвечающих за те или иные функции, заимствовались соседние. Так, богиня Минерва, возможно, была заимствована из города Фалерии, где она издавна почиталась как покровительница ремесел и искусства. Такова же была ее функция в Риме, где храм Минервы на Авентине стал центром ремесленных коллекций. В дальнейшем по ходатайству поэта и драматурга Ливия Андроника при храме Минервы была организована коллегия писателей и актеров, покровительницей которых стала эта богиня. Впоследствии ее почитали также музыканты, врачи, учителя. Минерва была отождествлена с Афиной, что сообщило ей черты богини мудрости, войны и городов. Официально был провозглашен культ греческого бога Аполлона как искусного врачевателя, другой греческий бог-врачеватель, Асклепий, почитался в Риме как бог Эскулап. Широко распространился культ Диониса, получившего в Риме имя Бахуса, или Вакха. Греческий бог войны Арес стал римским богом войны Марсом. Пантеон предусматривал божественное покровительство абсолютно всех сторон жизни людей, всех форм их деятельности. Специализация богов была невероятно обширной. Одним только детством ребенка заведовали десятки богов – были боги и богини первого крика ребенка, его первого шага, его первого выхода из дома, его хождения по улице и т.д.

Всех богов римляне делили на три категории – небесных, земных (хтонических) и подземных. Подземный мир воспринимался как царство мертвых, как обиталище душ усопших. Души делились на две категории. Во-первых, почитаемые души предков, которые, по представлениям римлян, сами становятся богами (умершие отец и мать – это «боги-родители»). И во-вторых, злые души умерших нечестивцев, злодеев, а также тех, кто не получил правильного погребения. Души этих людей становятся злыми, мстительными существами – ларвами и лемурами.

Римляне также поклонялись богиням, которые воплощали добродетели: Конкордия (лат. – согласие), Пиетас (благочестие), Пакс (мир), Фидес (верность клятве), Спес (надежда) и др. Изображения этих богинь обычно чеканились на монетах как символ государства, народа и его правителей.

Характерно, что жертвоприношения хотя и сохранялись в римском обществе на всем протяжении существования государства, но имели гораздо более скромный характер. Ритуальное умерщвление животных применялось лишь при гадании, когда специально обученные жрецы изучали внутренности убитого животного с целью получить ответ на заранее заданный вопрос.

 



 
PR-CY.ru