Система должностных выборных лиц в ранний период была проста: ее образовывали несколько помощников царя. Главный из них – префект города, замещавший царя во время военных походов во всех вопросах, кроме религиозных. Первоначально к полноправному населению относились только патриции, т.е. потомки основателей римских родов. Они обладали правами на земельный надел, который считался собственностью семейного культа, на наследование надела и родового имущества вообще, на получение от рода помощи, на участие в религиозных обрядах, празднествах и т.д. Плебеями называлась часть населения, стоявшая вне родовой организации. Они были лично свободны, наравне с патрициями несли военную службу, но доля их в военной добыче не была равной с патрициями. В процессе имущественной дифференциации социальная структура общины усложняется. Патриции становятся господствующим сословием, владеющим крупными земельными наделами и рабами. Появляются наемники – обедневшие сородичи (завоеванные или пришлые жители), которые, будучи лично свободными, находились под патронатом патрициев: получали от них землю и несли в их пользу различные повинности. Каждый свободный римлянин должен был находиться под патронажем того или иного патриция.

Власть царя была ограничена другим правящим органом – Сенатом, или советом старейших (отсюда и название). Особое полномочие Сената в ранний период – это организация избрания нового царя, а в случае затруднений при этом – отправление надобщинной власти в период междуцарствия. После кончины царя Сенат избирал из своего числа десятерых временных правителей, которые, сменяя друг друга, управляли полисом по 5 дней, до тех пор пока не определялись с выбором нового правителя. Основным же институтом военно-родового уклада сохранялись собрания по куриям, которые созывались в случаях особой важности: утверждение нового царя, решение военных вопросов. Дела решались или криком, или голосованием по куриям.

Древнейшие законы опирались на обычаи и были направлены на укрепление кланово-родового строя. Верховной ценностью признавалась воля богов, переданная в виде общих предписаний – fas, которые, однако, касались только родовых и общинных порядков и не касались частных вопросов. Для регулирования общественных нужд существовали общественные установления – jus. Религиозные предначертания в царский период получили вид священных законов, гарантия исполнения которых – принесение виновного в жертву божеству. В VII в. до н.э. принесение в жертву заменилось изгнанием.

Наряду со священными законами появились установления первых царей, касающиеся кроме божественного порядка и вопросов родового строя, а также частных прав. Первыми такими законами почитались законы Ромула, согласно которым главе семейства предоставлялась значительная власть над домочадцами (но не абсолютная). В середине V в. до н.э. были созданы Законы двенадцати таблиц, записанные на 12 деревянных досках-таблицах и выставленные для всеобщего обозрения на главной площади Рима – Форуме. Они стали первым законченным сводом письменных норм. Законы двенадцати таблиц построены, с одной стороны, по древнему казуистическому принципу, с другой – по приемам религиозной заповеди. Там, где полагалось наказание или конкретное решение правовой ситуации, законы были строго определены и формальны.

 



 
PR-CY.ru