Римляне в своих религиозных верованиях и в правосознании тем и отличались от остальных народов, что все было подчинено созданию и укреплению дома, семьи, рода, поскольку племенного объединения не было. Многие религиозные празднества, первоначально носившие родовой или семейный характер, позднее приобретали государственное значение и служили официальными государственными мероприятиями. Отсюда – тесная связь религии и государства, проявляющаяся во всех сферах религиозной практики. Укрепление государства означало и укрепление семьи, родового союза. Римляне легко заимствовали те религиозные культы, которые не были опасны для духов-хранителей, призванных блюсти семейный очаг и беречь членов семьи от возможных опасностей.

Не случайно большую роль в религиозной жизни римского общества играли частные культы, объединявшие, как правило, представителей одного рода. В качестве объекта поклонения выступал легендарный родоначальник того или иного рода (например, Асканий-Юл у рода Юлиев), зачастую приобретавший божественные черты и перемещавшийся в государственный пантеон богов: так произошло с богом Фавном, в рамках римского пантеона отвечавшим за луга и поля, но первоначально являвшимся родовым богом рода Фабиев. В дальнейшем практика поклонения отдельному богу-покровителю распространилась и на профессиональные союзы, каждый из которых обрел свое божество.

У древнейших римских богов не было своего Олимпа, как у греческих. Местом поклонения им служили священные рощи – дубовые, буковые, миртовые. Пантеон римских богов формировался постепенно. Он отражал социально-политические отношения в римском обществе. Особенностью римской религии было существование «сословных» богов. Так, наряду с патрицианскими богами (Юпитером, Юноной, Марсом), была также «плебейская» триада: Либер (бог роста растений и животных) и богини Либера и Цирера (позже отождествленная с греческой Деметрой; она была также богиней вечера, запада и мертвых, духов-предков). Поклонялись плебеи также богине удачного случая Фортуне. Религиозным центром Рима стал Капитолийский храм лишь с конца VI в. до н.э., с верховным богом – Юпитером Капитолийским. Он был царем богов и решал (с помощью совета богов) все дела людей, был также символом мощи Рима и единства его народа, позднее – покровителем императоров. Вместе с женой Юноной и богиней Минервой (обе богини прежде были этрусскими) они составляли новую капитолийскую триаду богов (более древнюю составляли Юпитер, Марс и Квирин – «мирный» Марс, впоследствии слившийся с обожествленным основателем Рима – Ромулом).

Преданье говорит, что первые римские цари (Ромул и Нума Помпилий) провели реформы, в результате чего приняли единую форму и общеплеменной смысл отправление культа и священные жертвоприношения; это, в свою очередь, способствовало политическому единству города.

В целом вся история царского периода насыщена рассказами о войне. Особенностью римских условий было то, что развитие народа происходило в трудной обстановке внешней борьбы на два фронта: с одной стороны, против этрусских торгово-ремесленных полисов, с другой стороны, против горных италийских племен, еще не вышедших из родового строя. Эта борьба требовала от Рима такого напряжения всех сил, какое могло быть достигнуто лишь с помощью самой строгой военной и родовой организации.

 



 
PR-CY.ru