Культура Древнего Египта - Страница 4

После разгрома гиксосов («царей-пастухов») в кругах египетской элиты начинает создаваться новая концепция бессмертия, на сей раз касающаяся уже любого человека, который имеет в своем распоряжении «Книгу мертвых». Если раньше тексты пирамид или саркофагов были предназначены для обеспечения загробной жизни бога-царя или близких к нему людей, то «Книга мертвых» рассчитана на всякого, кто ее имеет. В этой книге (по сути, являющейся повторением пирамидных и гробничных заклинаний) содержится радикально новое представление о человеческой судьбе, позволяющее говорить о формирующейся египетской этике. Считалось, что если в твоем распоряжении нет этой книги, ты будешь «неграмотно» вести себя в загробном мире. Отдельная глава посвящена суду над умершим; вершит суд владыка царства мертвых бог Осирис. Душа покойника должна предстать перед судьей и постараться оправдать себя. Это оправдание предполагает, однако, не столько правдивый рассказ о себе, сколько лжесвидетельство: «Я не сделал ничего, что оскорбительно богам. Я не позволял господину обижать его раба. Я не заставлял голодать. Я не причинял никому слез. Я никого не убивал». Интересно, что «читать» книгу нужно было только после смерти – при жизни достаточно было купить ее, чтобы затем иметь при себе. Это объясняется тем, что религия Древнего Египта была, прежде всего, религией сердца: сердце – вместилище души. Нужно было предстать перед Осирисом с чистым сердцем, освобожденным от всех огорчений и преступлений. Подтверждением этому может служить тот факт, что при мумификации из трупа извлекались все внутренние органы, а сердце – оставлялось. Но теперь дистанция между царем и человеком здесь уже была минимальной, поскольку и тот, и другой пользуются одинаковым рецептом бессмертия.

Это привело к кризису царской власти. Египтяне грабят пирамиды своих царей, растаскивая с них камень, бедняки совершают нападения на дома знати, градоначальники управляют хозяйством ими же поставленных марионеточных фараонов. Египетские чиновники, разбогатевшие на разграблении казны, начинают вписывать инструкции, ранее предназначавшиеся для царского бога, в тексты собственных саркофагов. И в гробничных надписях, и в текстах саркофагов звучит мотив ответственности человека за свои деяния на Страшном суде богов, взвешивание грехов человека и определение его судьбы.

«Счетчиком сердец» был бог Анубис с головой шакала – постоянный спутник Осириса. При бальзамировании Анубис убеждается, что сердце на месте, а затем изымает душу умершего и ведет ее сложными путями по загробному царству на суд Осириса. Здесь он взвешивает душу на весах и выслушивает приговор душе, сделанный Осирисом. Душа должна весить меньше, чем страусовое перо, в противном случае ее съедали.

Тексты, выгравированные на саркофагах, и «Книги мертвых», которыми снабжали покойного, содержали рекомендации, как преодолеть препятствия и какие молитвы произносить в тот момент, когда взвешивают его сердце (то есть оценивают его нравственную жизнь) под присмотром Тота и Анубиса. Если весы остаются в равновесии, покойный допускается в край вечного блаженства.

 



 
PR-CY.ru