Тема 5. Взаимоотношения христианской Церкви и государства в Западной Европе со II по XII вв. - Страница 20

4. Папская революция.

В противовес характерным для Нового времени идеям раздельности Церкви и государства Церковь в 1000 г. еще не мыслилась как видимая, корпоративная, юридически оформленная структура, противостоящая политической власти. Наоборот, Церковь (т.е. ecclesia, собрание) была задумана как народ христианский, руководимый и светскими, и духовными властями. Задолго до того, как Карл согласился, чтобы папа в 800 г. короновал его императором, его верный слуга Алкуин, английский ученый и религиозный деятель, назвал его правителем христианской империи. Сам Карл в 794 г. созвал во Франкфурте Вселенский церковный Собор, на котором объявил важные изменения в богословской доктрине и церковном праве. Поэтому одни историки утверждают, что папа Лев III сделал Карла императором, другие – что Карл сделал Льва III папой. В 813 г. Карл короновал своего сына императором вообще без участия духовенства. Следующие германские императоры требовали от папы при его избрании принести присягу на верность императору. Из 25 пап, занимавших эту должность в течение столетия до 1059 г. (когда впервые церковный Синод запретил мирскую инвеституру), 21 был прямо назначен императорами, а 5 ими же уволены. Более того, не только германские императоры контролировали епископов в своих владениях. В 1067 г. Вильгельм Завоеватель издал знаменитый декрет, в котором провозгласил, что король полномочен решать, должна ли Церковь в Нормандии и Англии признать папу, и что король издает законы Церкви через им же созываемые церковные Синоды, а также что король имеет право вето на церковные наказания, наложенные на его баронов и слуг.

Императорский и королевский контроль над Церковью был нужен для того, чтобы оградить ее от коррумпирующего влияния баронской и местной экономики и политики. Однако осуществление этой основной цели клюнийской реформы встретило на своем пути неодолимое препятствие. Дело в том, что клир был до такой степени запутан в экономические и политические хитросплетения на всех уровнях, что не представлялось возможным его оттуда извлечь. Под эгидой великих императоров-реформаторов X и XI вв. можно было очистить монашеские ордена и укрепить папство, но всю Церковь радикально реформировать было невозможно, ибо она не обладала независимостью. Симония и николаизм оставались ее жгучими проблемами.

Николаизм (т.е. брак духовенства) был вопросом не только моральным, но и социальным, экономическим и политическим. Брак вводил духовенство внутрь клановой и феодальной структур, влек за собой наследование некоторых церковных должностей сыновьями и другими родственниками священников. Это, по крайней мере, ставило хоть какие-то пределы симонии (т.е. продаже церковных бенефициев). Ведь если ни одна церковная должность не должна быть наследственной, как же можно было оставить инвеституру в руках мирян? Разве императоры и короли духовно соответствуют потребностям назначения огромного количества новых клириков на высокие освободившиеся должности? Ведь они неизбежно будут освобождаться, если священники не будут жениться и иметь наследников. А как тогда насчет низших церковных должностей, которые должны заполняться по указания феодальных синьоров?

Надо сказать, что всегда наблюдалась некоторая напряженность в связи с подчинением духовенства, и особенно папства, лицам, которые, хотя и являлись носителями достойного и даже священного сана, все же не были сами возведены в сан священников.

 



 
PR-CY.ru