Тема 9. На пути к российской имперской идее - Страница 33

В широком понимании кризис московской симфонии священства и царства отразил противоречия русского церковно-политического идеала. В конечном счете, стремление к Вселенской Церкви во вселенском православном царстве обернулось трагедией – отчуждением значительной части православного народа и от Церкви, и от царства.

С особым драматизмом кризис проявился в крушении «личной симфонии» царя Алексея Михайловича и патриарха Никона. Искренняя дружба и благорасположение монарха во многом способствовали энергичным действиям патриарха по продвижению реформы. Царь дал Никону титул «великого государя», который по праву отца царя Михаила Романова носил в свое время патриарх Филарет. На время продолжительных отъездов Алексея Михайловича из Москвы Никон в полной мере осуществлял государственную власть, подписывая документы от имени царя и от своего имени. Однако царь, наделяя патриарха особыми полномочиями в силу личного расположения, вовсе не собирался отказываться от собственных верховных прав в церковной сфере. В подобной ситуации конфликт между патриархом и царем был неизбежным. В 1658 г. в ответ на требование царя прекратить титуловаться «великим государем» Никон демонстративно оставил патриаршую кафедру, намереваясь затем вернуться на своих условиях. Однако он явно переоценил свои силы и влияние. В результате его восьмилетнее противостояние с Алексеем Михайловичем закончилось полной победой царя.

Находясь в опале и ожидании соборного суда, Никон написал многостраничное «Возражение» на обвинения, выдвинутые против него боярской оппозицией. Книга пронизана апологетикой (т.е. защитой) симфонии священства и царства в искаженном понимании, сформировавшемся не без влияния взглядов, присущих римско-католическому клерикализму.

Никон утверждал, что священство выше царства, поскольку царству поручено земное, низшее, а священству – небесное, высшее. Соответственно, патриарх превосходит царя, поскольку сфера, где действует первосвятитель, значимее всего круга царских дел. Отсюда Никон делал вывод, что патриаршая и царская власти соотносятся между собой как Луна и Солнце. При этом Солнце показывает власть архиерейскую, Луна же показывает власть царскую. И как Луна приемлет свой свет от Солнца, так и царь получает посвящение, помазание и венчание от архиерея. Согласно Никону, светский правитель, присваивающий себе полномочия священства, уподобляется антихристу. При этом по его утверждению, если Церковь независима от вмешательства государственной власти, то она сама в лице своего предстоятеля-патриарха имеет полное право контролировать государственную жизнь. Парадоксально, но Никон в данном случае по существу разделяет точку зрения своих оппонентов-старообрядцев.

 



 
PR-CY.ru