ШАМШИ-АДАД I - Страница 6

Свою державу он разделил не меньше чем на 14 округов (хальсум) с административными центрами в гарнизонных крепостях. Два округа с важнейшими крепостями располагались на Тигре: Экаллатум и Шитуллум, четыре округа в степи между Тигром и Евфратом: Карана, Халита, Куруттум и Сагаратум, четыре округа, защищавшие северные границы державы были расположены у главных истоков Хабура – Ашнакум, Кирдахат (южнее современного Чагер-Базара), Нахур (восточнее современного Харрана) и Тальхайум (или Тальхат), три крупнейших земледельческих округа на Среднем Евфрате – Мари, Терка и Верхний Туттуль, один округ у излучины Евфрата – Каттунан и один округ за Евфратом – Яблия (может быть тождественен с Эблой). Дальше Катны и Яблии Шамши-Адад не продвинулся, если не считать кратковременного похода за лесом на Ливан, во время которого он дошёл до Средиземного моря и установил там свою победную стелу. Но, как полагают исследователи, из переписки Ясмах-адада исследователям известны лишь часть военных округов государства Шамши-Адада, как-то связанные с Мари. Исследователи полагают, что должны были существовать ещё округа и в предгорьях Загроса, не нашедшие упоминания в этой переписке. Главами военных округов державы Шамши-Адада были царские администраторы, перемещаемые царём по своему усмотрению. Общинная администрация сохранилась, но теперь уже утверждалась на своих местах при условии лояльности царю. Шамши-Адад развернул в Ашшуре широкую строительную деятельность. Его пространная надпись, многократно воспроизведённая, найдена в разных частях храма богов Ашшура и Адада. Однако при всём том он как будто стремился ни один из храмов не обойти своей заботой, поддерживая культ каждого. Но не только в храмах он искал себе опору, выступая как самодержец. Главной его заботой было создание сильного войска. При формировании войска для похода в состав его включались только отборные воины постоянного царского полка (кицир шаррум) и ополченцы из общинников. Предпочтительнее прочих мобилизовали ханейцев, соплеменников царя. Охрана царя состояла из евнухов (герсекку) храма богини Иштар. Они сопровождали его не только во время ритуалов в храме богини, но и на поле боя, видимо, как наиболее надёжные телохранители. Исследователям интересно, что Шамши-Адад был первым из царей древности, который в какой-то мере встал на защиту интересов широких масс земледельческих общин: установил твёрдые цены на зерно, масло, шерсть, вдвое ниже принятых в Вавилоне. Зимой 1777/1776 гг. до н.э. Шамши-Адад направил посольство в далёкий Дильмун (современный остров Бахрейн в Персидском заливе). Это событие имело важное символическое значение. Вместе с войсками Шамши-Адада слава о нём дошла до Ливанских гор и Средиземноморского побережья на западе, пересекла Тур-Абдин на севере и достигла отрогов Загроса на востоке, однако дальние связи в южном направлении ещё не были установлены. Посылая послов к далёкому острову в заливе, царь как бы занимал четвёртую ключевую точку, на самом деле становясь «царём четырёх стран света» в соответствии с титулатурой той эпохи. Письма и административные документы сохранили свидетельства об этом посольстве, которое передало дары Шамши-Адада царю сказочного Дильмуна. Осенью 1776 г. до н.э. после долгого пребывания на острове послы Шамши-Адада возвратились на родину в сопровождении посланников царя Дильмуна, которые везли ответные дары месопотамскому правителю. Шамши-Адад умер на 17-м году правления вавилонского царя Хаммурапи, как полагают исследователи, летом 1775 г. до н.э. Правил Шамши-Адад 33 года, и после его смерти созданная им держава распалась.



 
PR-CY.ru