ШАМШИ-АДАД I

ШАМШИ-АДАД I – верхнемесопотамский царь, правил приблизительно в 1810–1775 гг. до н.э. Происходил из аморейского племени ханейцев. Захватив Ашшур и став правителем Ассирии, Шамши-Адад объединил под своей властью все территории, располагавшиеся между Тигром и Евфратом в их верхнем течении (именно поэтому возникло название «царство Верхней Месопотамии», которым некоторые современные ассириологи обозначают его державу). После его смерти гегемонию в регионе получил его младший современник, правитель Вавилонии Хаммурапи. Отцом Шамши-Адада назван в надписи Асархаддона некий Белкаби («Бог – его звезда»). Исследователи полагают, что это имя тождественно с Игуркабкабу, отчеством Шамши-Адада, известным исследователям по штампованной надписи на кирпичах, найденных в Ашшуре, и с Ила-кабкаби (Илукапкапи), каковым именем назван отец Шамши-Адада в Хорсабадском царском списке. Несмотря на то, что Белкаби не называется «жрецом Ашшура» в надписи Асархаддона, лишён титула энси на штампованных кирпичах из Ашшура, не является правителем Ассирии в Хорсабадском списке, тем не менее, он был самостоятельным правителем какой-то области Верхней Месопотамии, граничившей с царством Мари (по мнению исследователей, в Терке). Об этом упоминает дипломатическое письмо из Мари, согласно которому Белкаби предпринял нападение на Мари, а его посол известен исследователям из документов, найденных в Эшнунне. В одном частноправном документе, датированном первым годом правления Син-мубаллита, отца Хаммурапи, контрагенты клянутся именем вавилонского царя и именем Белкаби. За то, что Белкаби занимал положение самостоятельного правителя говорит и то обстоятельство, что Шамши-Адад в Хорсабадском списке не объявлен узурпатором, хотя и не является сыном своего предшественника Эришума II. Хотя позднейшие ассирийские царские списки действительно включали его (равно как и ряд его предков) в число ассирийских царей, и хотя Шамши-Адад оставил множество своих надписей в городе Ашшуре и произвёл коренную реформу его канцелярий, введя в них новую (вавилонско-евфратскую) письменную традицию, он никогда не считал себя царём Ашшура и не связывал своих царских титулов («царь множеств (шар кишшатим), поставленный Энлилем») ни с Ашшуром, ни с его богами. Там он принял сначала титул «ишшиаккум», а позже называл себя только строителем храма бога Ашшура. История завоеваний Шамши-Адада исследователям не вполне понятна. Исследователям известно лишь, что они шли в двух основных направлениях: по Евфрату и к западу от него, и по Тигру и к востоку от него. Шамши-Адад упоминает Эришума I и его сына Икунума как своих предшественников на троне города Ашшура, совершенно умалчивая о следующих после Икунума четырёх правителях: Саргоне I Пузур-Ашшуре II, Нарам-Сине и Эришуме II. Исследователи объясняют это тем, что Шамши-Адад занял Ашшур не сразу. Вероятнее всего, как полагают исследователи, он начал свои завоевания из Вавилонии, куда бежал, когда его отец Ила-кабкари потерял власть в Терке, будучи выбитым оттуда царём Мари Яггид-Лимом.

 



 
PR-CY.ru