МОАВ - Страница 3

Моав оставался зависимым от Вавилона вплоть до персидского периода и, как полагают исследователи, вместе со всем Заиорданьем подчинился царям Ахеменидской державы. Об этом периоде моавитской истории исследователям практически ничего не известно. Хотя моавитяне ещё около 450 г. до н.э. упоминаются как существующий народ (Неем. 13:23), в этот период они постепенно растворяются среди арабских племён и теряют свою этническую идентичность. Исследователи полагают, что в упоминаемом Иосифом эпизоде покорения моавитян и галаадцев Александром (Ионафаном) Яннаем во II в. до н.э. речь, судя по всему, уже идёт об арабизированном населении Заиорданья. Основные источники сведений о Моаве (Библия, Моавитский камень и небольшое количество печатей) позволяют исследователям получить некоторые данные о религии моавитян в период их культурного расцвета (IX–V вв. до н.э.). Главный бог и покровитель страны – Кемош (в качестве «рабочей» используется библейская вокализация). В Библии имя Кемош (в синодальном переводе – Хамос) исследователи встречают восемь раз: Числ. 21:29; Суд. 11:24; 3 Цар. 11:7, 33; 4 Цар. 23:13; Иер. 48:7, 13, 46. В Суд. 11:24 о Кемоше (исследователи полагают, что, возможно, ошибочно) говорится как о боге аммонитян. В Септуагинте (LXX) слово передаётся исключительно как Χαμος, поэтому «правильная» вокализация, как полагают исследователи, Камос, которая восходит к моавитскому. В отличие от имени Бога Израиля, имя Кемош не уникально; оно встречается в западно-семитских пантеонах Сирии-Палестины начиная с конца III тыс. до н.э. Исследователи полагают, что Камиш был главным божеством города Каркамиш (пристань бога Камиша). В аккадских текстах начиная со II тыс. до н.э. это имя появлялось в форме Кам(м)уш. Теофорные имена с элементом «Кемош» свидетельствуют о распространённости почитания этого бога и о тех надеждах, которые с ним связывали почитатели: «Кемош милостив», «Кемош – это сила», «Кемош – родич», «Да здравствует Кемош», «Кемош дал», «Кемош справедлив». В войне Кемош выступает как бог-воин, вдохновитель и участник сражений с врагом, при этом во время войны использовали ритуал херем, как это практиковалось в Израиле (например, Числ. 21:2–3; Нав. 8:18–29; 10:28–40; 1 Цар. 15:3) и в других странах Древнего Ближнего Востока. Глагольная форма, в моавитском неотличимая от еврейского, имеет значение «посвящать кого-либо богу как убиваемую жертву» («consecrate to destruction»); относится, прежде всего, к уничтожению мирного населения при взятии города во время войны. Ср. надпись Меши: «(16) …Я убил их всех, семь тысяч мужчин… и женщин… (17) посвятив Аштар-Кемошу» с библейским текстом Нав. 10:40b: «Он предал заклятью и уничтожил всех, кто жили в этой стране, до последнего человека (так повелел Господь, Бог Израиля»). Массовое убийство населения царём Мешой в городе Нево посвящается Аштар-Кемошу. Посредством двойного именования Кемош приравнивается к западно-семитскому астральному божеству Аштар (мужской аналог Астарты). Исследователи полагают, что наряду с культом главного бога в Моаве практиковался культ некоторых других божеств, прежде всего, Баала (см. в ст. Ваал), о чём исследователи делают вывод на основе ряда топонимов: Бет-Баал-Пеор, Бет-Баал-Меон, Бемот-Баал, а также благодаря печати с теофорным именем.



 
PR-CY.ru