«ИЕРЕМИИ ПОСЛАНИЕ» - Страница 3

В XIX в. большинство православных (Филарет Московский, П.А. Юнгеров) и инославных (Эмиль Шюрер) комментаторов полагали, что «Послание Иеремии» было написано на греческом языке. Однако Джон Болл доказал, что оригинальным языком «Послания Иеремии» был еврейский. На это, по его мнению, указывают неверный выбор греческим переводчиком одного из двух возможных значений еврейского слова; возможность лучшего объяснения некоторых мест «Послания Иеремии» с помощью еврейского оригинала текста (стихи 21, 54, 68); использование автором еврейского текста Библии, а не Септуагинты (например, «пугало в огороде» – почти дословный повтор еврейского текста Иер. 10:5, который отсутствует в LXX). Время появления «Послания Иеремии» исследователи сопоставляют с датировкой «Второй Маккавейской книги» (начало I в. до н.э.), в которой есть аллюзии на «Послание Иеремии» (2 Макк. 2:1–2; 4), а также с кумранской греческой рукописью, содержащей фрагмент «Послания Иеремии». В качестве указания на время написания послания исследователи часто рассматривают предсказание о пребывании иудеев в вавилонском плену: «...Долгое время, даже до семи родов». Если под «одним поколением» понимать период около сорока лет (см.: Суд. 3:11), то время написания еврейского текста «Послания Иеремии» относится к 317 (307) г. до н.э. Особенности греческого текста (выражения, свойственные койне; ассонанс) указывают исследователям на его александрийское происхождение в маккавейско-хасмонейский период (167–163 гг. до н.э.). Почти все детали в описании священства, идолов и соответствующих им культов имеют параллели с месопотамской религией и, в частности, с почитанием вавилонского бога Мардука. Некоторые из обрядов относятся к вавилонским богам (культ Таммуза; обряды культовой проституции), кроме того, единственный, кто прямо назван «богом» в «Послании Иеремии», – это Ваал (Мардук). Однако автор «Послания Иеремии» не упоминает астрологию и гадание, характерные для вавилонской религии. Это может означать, по мнению исследователей, что «Послание Иеремии» создавалось в Вавилоне, но автор не был знаком со всеми сторонами вавилонской религии. По мнению ряда учёных, текст не противоречит надписанию «Послания Иеремии», в котором подразумевается, что местом его создания была Палестина. По мнению исследователей, целью создания «Послания Иеремии» было предотвращение идолопоклонства среди иудеев, оставшихся в Вавилоне после возвращения других из вавилонского плена, или защита иудеев от обвинений в безбожии со стороны язычников, или осуждение культа Таммуза, распространённого в Иерусалиме с начала VI в. (ср.: Иез. 8:14) и, по мнению исследователей, в IV в. до н.э. В экзегезе ранней церкви «Послание Иеремии» использовалось для борьбы с идолопоклонством. Оно оказало значительное влияние на содержание «Апологии» Аристида из Афин, адресованной императору Адриану (117–138 гг.). «Послание Иеремии» цитируют автор «Послания к Диогнету», Тертуллиан, Киприан Карфагенский и Лактанций. Фирмик Матерн, сицилийский ритор IV в., приводит почти треть текста «Послания Иеремии». Кассиодор, латинский автор VI в., цитирует «Послание Иеремии».



 
PR-CY.ru