«ИЕРЕМИИ ПОСЛАНИЕ» - Страница 2

Вавилоняне обесчещивают Ваала и других богов особенно практикой культовой проституции; идолы являются творением рук смертных людей (оставшаяся часть строфы повторяет смысл стихов 8, 15, 35–38 и др.). Следующая короткая строфа повторяет то, что выражено в стихах 15, 20, 34, 48, 49; идолы (беспомощные и наименее полезные человеческие создания) уступают силам природы, сотворённым Богом, которые могут стать для человека благословением или наказанием, чего нельзя сказать об идолах; идолы, полезные ещё меньше, чем небесные тела, бессловесные животные, так же беспомощны, как пугала, терновый куст или труп. «Итак, лучше человек праведный, не имеющий идолов, ибо он – далеко от позора». Самыми ранними греческими текстами «Послания Иеремии» исследователи называют рукописи Септуагинты: Ватиканский (IV в.) и Александрийский (V в.) кодексы. Расхождения между ними, а также между другими греческими редакциями (священномученика Лукиана и гекзапларией Оригена) невелики; незначительны они и в переводах, основанных на LXX (старолатинский, Вульгата, Пешитта, сирийский под редакцией Фомы Гарклейского, арабский). Лучшей из греческих рукописей современными учёными признаётся текст «Послание Иеремии» в Ватиканском кодексе. В более поздних греческих рукописях и Вульгате, а также в зависимых от них переводах на европейские языки («Библия Лютера», «Библия короля Иакова») «Послание Иеремии» входит в «Книгу пророка Варуха» как шестая глава. Несмотря на сходство некоторых частей «Послания Иеремии» с «Книгой пророка Иеремии» (а именно Иер. 10:2–15), по мнению Иеронима Стридонского и большинства поздних исследователей (отечественных – Филарета Московского, Павла Александровича Юнгерова, Александра Павловича Лопухина и др.; западных – Брюса Мецгера, Д. Мендельса, Дэниела Харрингтона и др.), оно является псевдоэпиграфом. Неизвестный автор «Послание Иеремии» приписал его пророку Иеремии, как полагают исследователи, по причине того, что в Иер. 29 содержится письмо, направленное пророком иудейским изгнанникам в Вавилоне. Впрочем, ни «Книга пророка Иеремии», ни «Четвёртая книга Царств» не упоминают «Послание Иеремии». Против подлинности «Послания Иеремии» приводятся следующие аргументы: отсутствие послания в составе еврейского канона; сообщение об ином сроке вавилонского плена (Иер. 25:12; 29:10 – 70 лет; Посл. Иер. 3 – семь родов); несоответствие между «Посланием Иеремии» и письмом в Иер. 29, для которого характерен призыв к лояльности по отношению к язычникам; несопоставимость глубины религиозного чувства (а также литературного качества) «Послания Иеремии» с текстом «Книги пророка Иеремии». Помимо того, приверженцы теории, отрицающей единство «Книги пророка Исаии», обращают внимание на зависимость «Послания Иеремии» от текстов Ветхого Завета, которые, по их мнению, относятся к более позднему времени, чем время жизни пророка Иеремии (Ис. 44:9–20; 46:5–7). Данные тексты, а также Пс. 115:38; 130:6–7, 15–17 содержат классические описания идолослужения (их основные образы, идеи и выражения повлияли на бóльшую часть «Послания Иеремии»).

 



 
PR-CY.ru