«ИЕРЕМИИ ПОСЛАНИЕ»

«ИЕРЕМИИ ПОСЛАНИЕ» – в православной традиции неканоническая книга Ветхого Завета. «Послание Иеремии» сохранилось только на греческом языке и либо не входило изначально в еврейский библейский канон, либо было исключено из него собранием раввинов в Ямнии около 90 г. н.э. «Послание Иеремии» признавалось каноническим многими восточными раннехристианскими авторами, в том числе Оригеном, Александрийским Афанасием I Великим, Кириллом Иерусалимским, Епифанием Кипрским и рассматривалось в качестве канонической Лаодикийским собором. Иларий Пиктавийский считал «Послание Иеремии» одной из книг Священного Писания. Некоторые древние авторы (например, Тертуллиан, Киприан Карфагенский), не упоминая о послании как об отдельной книге Священного Писания, рассматривали «Послание Иеремии» как часть «Книги пророка Иеремии». Однако, согласно 85-му Апостольскому правилу, подтверждённому Трулльским собором (691–692 гг.), «Послание Иеремии» не относилось ни к «чтимым и святым», ни к книгам, «полезным для юношей». Его не считали каноническим Григорий Богослов и Амфилохий Иконийский, а также Сардский (Сардийский) епископ Мелитон и Гиппонский епископ Августин Блаженный. Несмотря на то что Вульгата содержит «Послание Иеремии» в качестве шестой главы «Книги пророка Варуха», Иероним Стридонский считал его неканоническим наряду с другими книгами Септуагинты, которые не имели параллелей в современной ему еврейской Библии. В период Реформации Мартин Лютер отверг отсутствующее в иудейском каноне «Послание Иеремии», в то время как Тридентский собор (1545–1563 гг.) католической церкви утвердил достоинство книги в качестве второканонической. Позднейшие православные Соборы XVII в. признавали «Послание Иеремии» одной из книг Священного Писания, умалчивая о его каноническом статусе. «Послание Иеремии» состоит из десяти строф разной длины, каждая из которых (за исключением первой и последней) заканчивается различными вариантами выражения: «Как можно почитать их за богов? Не бойтесь их!». После первых трёх или четырёх строф автор прибегает к перифразу или повтору. Структурно «Послание Иеремии» близко к Пс. 41–42 и Пс. 106 с их повторяющимся рефреном (ср.: Пс. 41:6, 12; 42:5; 106:1, 8, 15, 21, 31). Кратко содержание каждой строфы выглядит следующим образом: евреи, отведённые в Вавилон Навуходоносором, останутся там, пока не сменится семь поколений евреев; в изгнании они должны избегать идолослужения и поклоняться Богу, ангел Которого будет с ними; вавилонские боги не могут ни говорить, ни одеваться; они не могут защитить себя ни от оскорбления, ни от ржавчины и моли; беспомощные идолы бесчувственны; они неспособны видеть и не осознают, когда им наносят «смертельное» ранение или их оскверняют нечистые животные; несмотря на впечатляющее убранство, идолы не имеют чувств, дыхания, неспособны двигаться; неудивительно, что жрецы стыдятся их и продают пожертвованное идолам; нечистые женщины приносят им жертвы; если эти идолы были бы богами, они не потерпели бы осквернения от женских приношений, а также от того, что жрецы раздирают свои одежды и оплакивают их как умерших; неспособные защитить себя, они не могут защитить царя или вдову, богатство или жизнь.

 



 
PR-CY.ru