Словарь по исламу В ВАХХАБТИЫ

ВАХХАБТИЫ

ВАХХАБТИЫ – последователи религиозно-политического течения в суннитском исламе (см. Сунниты), возникшего в Аравии в середине XVIII в. Духовным лидером считается Мухаммад ибн Абд ал-Ваххаб ат-Тамини, который проповедовал строжайшее соблюдение принципа единобожия (см. Таухид), отказ от поклонения святым (см. Вали) и святым местам (потому что только Аллах достоин поклонения), очищение ислама от поздних наслоений и нововведений, возврат к первоначальной чистоте. По его мнению, а также мнению его последователей, большинство мусульман со временем отошло от принципа единобожия, практикуя магию и колдовство, вводя прочие предосудительные новшества (бида). Этому движению предшествовали турецкие завоевания XVI–XVII вв. Бывшие поначалу воинствующими суннитами, турецкие султаны в дальнейшем отличались значительным либерализмом в вопросах веры. Исламское духовенство, поддавшись общему духу изнеженности, в большинстве своем ушло от суровых порядков раннего ислама и не требовало с прежней строгостью соблюдения норм шариата. На территории Османской империи процветали бесчисленные суфийские ордена (см. Суфизм), а введенный ими культ святых распространился по всему исламскому миру. Под влиянием суфиев среди мусульман получила распространение музыка, вошло в употребление спиртное, курение табака и гашиша, занятия астрологией и магией. Были нередки пьянство и разврат, а прежняя чистота нравов исчезла. Роскошь процветала даже среди последователей Мухаммада ал-Ваххаба. Монашество (категорически запрещенное исламом) усердно поддерживалось толпами дервишей. Пышным цветом (в особенности на окраинах империи) расцвели суеверия и почитание святых, а воспринятый многими народами ислам постепенно изменился до неузнаваемости. Главный догмат (единобожие) оказался практически забыт, Аллах был оттеснен на задний план и заслонен местными культами. На самого Мухаммада ал-Ваххаба стали смотреть как на полубожество, воздавать ему непомерные почести, за ним следовала целая когорта святых, более или менее чтимых. Почти каждая мусульманская деревушка имела своего святого патрона, а каждый город имел их по нескольку. В их честь иногда даже приносились жертвы, а принадлежность к исламу ограничивалось лишь формальным соблюдением обрядов. Как ни странно, эти черты особенно рельефно стали проявляться на родине ислама – среди населения Аравийского полуострова, которое считало, что именно религиозные верования доисламской Аравии были истинной религией, поскольку в них верили предки. Такое положение не могло не вызвать протестного движения за возвращения исламу его первозданной чистоты. Оно получило название ваххабизма по имени основоположника Мухаммада ал-Ваххаба. Он родился в 1703 или 1704 г., уже в детстве проявил большие способности и глубоко изучил Коран. Позже совершил с разрешения отца паломничество в Мекку, два месяца пробыл в Медине, в последующем много путешествовал по соседним странам, побывал несколько раз в Хиджазе (области, где расположены Мекка и Медина), в Басре, некоторое время жил в Хасе (область на побережье Персидского залива). Первые проповеди стал произносить в Басре, обратившись с призывом вернуться к нормам «истинного единобожия» в исламе, но местные жители (возмущенные его резкостью) изгнали его из города. По пути из Басры в Зубайр он едва не погиб в пустыне от жажды, но был спасен одним из местных жителей. Неудачное начало не обескуражило ал-Ваххаба, и, вернувшись на родину, он с новой силой стал проповедовать свои идеи, а также написал «Книгу единобожия». Суть вероучения не была нова: Аллах един, Он – Творец мира, не нуждается ни в чьей помощи, как бы кто-либо ни был близок к Нему. В природе нет никого (за исключением Аллаха), кто был бы достоин возвеличивания или поклонения. Нельзя приносить жертвы никому, кроме Аллаха, и о помощи тоже нельзя просить никого, кроме Аллаха. Ангелы, пророки, праведники и святые не могут быть заступниками перед Богом за грехи мусульман, и потому чрезмерное их почитание есть грех. Нельзя превращать надгробия святых в идолы и строить на могилах мечети. Святым нужно воздавать уважение и почет, но не поклоняться им. Лишь Аллах совершает добро и зло.



 
PR-CY.ru