ВАХХАБТИЫ - Страница 3

В 1811 г. против них выступил правитель Египта Мухаммад Али. Египтяне захватили порт Янбо, начали продвигаться вглубь полуострова, в 1812 г. овладели Мединой, а в 1813 г. – Меккой. Вскоре был завоеван весь Хиджаз, а в 1815 г. Мухаммад Али разгромил при Басале 30-тысячную армию ваххабитов. В 1818 г. египтяне вторглись в Неджд и после 5-месячной осады взяли оплот ваххабизма – Дарийю. Город был превращен в развалины, а население разбежалось. Взятого в плен эмира Абдаллаха I в том же году обезглавили в Стамбуле. Несколько десятилетий ваххабиты влачили жалкое существование, но они не были побеждены окончательно и копили силы для новой борьбы. В 1902 г. представитель боковой ветви Саудидов Абд ал-Азиз II восстановил ваххабитское государство с центром в Эр-Рияде и стал быстро подчинять соседние племена. Его полувековое правление стало целой эпохой в истории Аравии. Начав как бездомный изгнанник, безземельный эмир, он закончил свое правление абсолютным монархом большого королевства Саудовская Аравия, объединившим в своих границах большую часть Аравийского полуострова. Священные города Мекка и Медина также оказались под его властью. В области догматики и права учение ваххабитов является, по сути, развитием воззрений Ибн Таймийи и крайним выражением принципов ханбалитов, не отрицая при этом авторитета великих имамов – основоположников других суннитских школ. Что касается политических взглядов и целей самого основателя, то вопреки распространенному мнению, он не создал никакой особой доктрины мусульманского государства (имамат), целиком и полностью оставаясь в этом вопросе в русле традиционного суннизма.  Ему были глубоко чужды личные политические амбиции, а его призыв был направлен лишь на исправление убеждений единоверцев и возврат их на путь ислама. В общественно-политической сфере последователи шейха Мухаммада ибн ал-Ваххаба, в полном соответствии с духом и буквой Корана и Сунны, проповедовали социальную гармонию, братство и единство всех мусульман, выступали с призывами строгого соблюдения норм шариата и морально-этических принципов ислама в целом, осуждая роскошь и стяжательство. Важное место в их учении отводится идее джихада, и для ранних ваххабитов был характерен крайний фанатизм в вопросах веры и экстремизм в борьбе с их политическими противниками. Поэтому учение ваххабитов в XVIII в. стало знаменем борьбы за политическое объединение Аравии, а позднее – официальной идеологией государства Сауидов. Потомки основателя учения сохранили свой религиозный и политический авторитет вплоть до наших дней, занимая в Саудовской Аравии важные религиозные должности. Сохраняется глубокое уважение и к памяти шейха ал-Ваххаба, что, впрочем, не дает права говорить о сохранении самого феномена ваххабитского движения в наши дни. Сам термин «ваххабиты» никогда не использовался сторонниками и последователями шейха Мухаммада ибн Абд ал-Ваххаба в качестве самоназвания (они говорили о себе лишь как о мусульманах или единобожниках). Ошибочным также является представление о ваххабитах как о некой секте или особой религиозной общине, поскольку сторонники указанного движения оставались в русле традиционного суннизма ханбалитского толка, никоим образом не отрицая основные положения остальных суннитских мазхабов, будь то догматические нормы или культовые предписания. Таким образом, утверждение о том, что ваххабизм является ныне господствующей идеологической доктриной в Саудовской Аравии, в корне ошибочно и ненаучно, так же, как и утверждение о том, что Саудовская Аравия способствует культивации и распространению какой-то особой формы ислама. В последнее время термин «ваххабиты», кроме того, стал расхожим политическим ярлыком для обозначения некоторых политизированных групп мусульман на Северном Кавказе и в республиках Центральной Азии, не признающих авторитет связанных с государством мусульманских Духовных управлений и осуждающих традиционную суфийскую обрядовую практику. Применение термина «ваххабиты» к участникам данных радикальных групп со стороны их идейных противников, с одной стороны, создает иллюзию прямой взаимосвязи между ними и аравийскими ваххабитами XVIII–XIX вв., а с другой – лишь препятствует установлению истинного характера воззрений и деятельности указанных групп (участники которых к тому же никогда не называют сами себя ваххабитами). В целом называние «ваххабиты» может считаться лишь условно применимым в качестве научного термина и само по себе ни в коем случае не должно ассоциироваться с такими понятиями, как «экстремизм», «терроризм» и т.п.



 
PR-CY.ru