ЖИТИЙНАЯ ЛИТЕРАТУРА - Страница 19

Мученические деяния самой ранней эпохи (IV–V вв.) на сирийском языке дошли в виде отдельных текстов (например, «Деяния священномученика Варсимея (Барсамьи), епископа Эдесского», и мученика Сарвила (Шарбиля), «Деяния Гурьи, Шемона и Хаббиба» (см. ст. Гурий, Самон(а) и Авив). Группа «Деяний Персидских мучеников», которые в V в. начал собирать дипломат епископ Марута Майферкатский, отражает память о преследованиях персидских христиан шаханшахами-маздеями примерно с 307 г. до конца правления Сасанидов. Ряд мученических деяний имеет «эпический» (по терминологии Ипполита Делеэ) характер, т.е. практически лишён исторической ценности. Таковы Деяния Мар Авдишо и Мар Кардага, Мар Муайна и Мар Сабы-Пиргушнаспа и некоторые др. К ранней эпохе исследователи также относят ряд Житий основателей аскетической традиции, в частности, «Житие Мар Авгена» (см. ст. Евгений). Исследователи отмечают, что переводные сирийские Жития довольно многочисленны. Уже в V–VI вв. на сирийский язык были переведены греческое Житие преподобного Антония Великого и первые апофтегмы (см. ст. «Apophthegmata Patrum»). Переводы с греческого языка могут оказать большую помощь текстологам-эллинистам в тех случаях, когда оригинальные тексты подвергались стилистической обработке и унификации, тогда как сирийские тексты сохранили дометафрастические версии (в частности, Жития священномученика Киприана и мученицы Иустины, мученицы Софии и её дочерей, мученицы Феодотии Никейской, великомученицы Марины, преподобной Марии Египетской и др.). Переводы на сирийский язык сборника «Apophthegmata Patrum», «Лавсаика» Палладия Еленопольского и «Истории монахов» были собраны воедино в VII в. несторианским монахом Ананишо (степень его причастности к переводу оценивается исследователями неоднозначно). После VIII в. в монофизитской или мелькитской среде были созданы версии Житий преподобного Симеона, Христа ради юродивого, святителя Иоанна Милостивого и др. По мнению исследователей, большой ценностью обладает сирийское Житие Григория Чудотворца, греческий оригинал которого утрачен. Сирийскую составляющую имеет ряд крупных агиографических досье, в том числе равноапостольных Константина и Елены и об обретении Честного Креста, семи Эфесских отроков, преподобного Иоанна Кущника, мученика Арефы, преподобного Алексия, человека Божия, и др. Западно-сирийская (яковитская) традиция включает ряд Житий борцов с халкидонитским православием: Бар Саумы, Иоанна бар Курсуса, епископа Телльского, Иоанна бар Афтоньи, Иакова Барадея (Бурдеаны), Ахудэммеха, епископа Тагритского, Севира, патриарха Антиохийского, Филоксена (Аксенойо), епископа Маббугского, и др. Многие из них попали в сборник «Жития восточных святых» Иоанна Эфесского, где описаны гонения, перенесённые антихалкидонитами от имперского руководства в VI в. Особенный интерес для исследователей представляет история досье преподобного Симеона Столпника (ум. в 459 г.), который в яковитской агиографии был превращён в поборника монофизитства.

 



 
PR-CY.ru