ЖИТИЙНАЯ ЛИТЕРАТУРА - Страница 110

Первые памятники житийной литературы в Венгрии были созданы на латинском языке во второй половине XI в. и посвящены прославлению деятелей христианской миссии при короле Иштване I (997–1038 гг.) и его преемниках. Первым датированным текстом исследователи считают латинское «Житие святых отшельников Зоерарда (Андрея) и Бенедикта», подвизавшихся близ города Нитра (в современной Словакии). Житие было составлено епископом города Печ Мавром (1036–1070 гг.), в основу сочинения легли воспоминания самого Мавра и рассказы очевидцев. В 1083 г. Римский папа Григорий VII по просьбе короля Владислава I (Ласло) канонизировал пять венгерских святых – короля Иштвана I, его сына Эмериха (Имре), епископа Герхарда (Геллерта), преподобных Зоерарда (Андрея) и Бенедикта. Современные исследователи подчёркивают политическую подоплёку канонизации, которая была призвана легитимизировать приход Владислава к власти. По мнению исследователей, во время подготовки к канонизации бенедиктинец из монастыря Печварад составил пространное «Житие Иштвана I» («Legenda major»). В Житии король представлен как «воин Христов», защитник и покровитель церкви. Среди аспектов его деятельности выделены борьба с языческой оппозицией, формирование церковной организации в Венгрии, укрепление королевской власти. При описании короля используется ряд топосов, вследствие чего его образ практически лишён индивидуальных черт. Исследователь Г. Кланицаи отмечал, что в пространном «Житии святого Иштвана» впервые появился образ правителя, который достиг святости не мученическим подвигом, но благодаря своей поддержке христианской церкви. После церемонии поднятия мощей святого Иштвана, которые хранились в королевской базилике города Секешфехервар, в монастыре Паннонхальма было составлено краткое «Житие короля» («Legenda minor») с описанием канонизационного процесса и рассказом о борьбе Иштвана с языческой оппозицией, где в том числе упоминались факты жестокой расправы короля с мятежниками. Около 1100 г. некий епископ Гартвик, которого исследователи отождествляют с Дьёрским епископом Ардуином, составил новое «Житие Иштвана», скомпилировав сведения, взятые из более ранних сочинений. Он вычеркнул эпизоды, свидетельствовавшие о жестокости короля, и с целью оправдать его действия добавил ряд топосов хвалебного характера и ссылки на каноническое право. Епископ Гартвик первым привёл легенду о даре короны Римским папой Сильвестром II святому Иштвану. Между 1109 и 1116 гг. монах Фулькон, использовав сохранившееся наставление Иштвана сыну и пространное «Житие короля», составил «Житие святого Эмериха», рано умершего сына Иштвана. По мнению исследователей, из-за недостатка сведений в Житии почти нет конкретной информации об Эмерихе. Подчёркиваются его справедливость, скромность и образованность, что, по мнению Г. Кланицаи, свидетельствует о намерении провести параллель между Эмерихом и святым Владиславом – якобы единственным законным преемником святого Иштвана. Приблизительно в это же время было составлено «Житие святого Герхарда», епископа Чанадского и помощника святого Иштвана, которое сохранилось в краткой (второй половины XII в.) и пространной (XIV в.) редакциях.

 



 
PR-CY.ru