«ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК» - Страница 5

Сложную иконографическую программу имеет икона из церкви пророка Илии в Черкизове в Москве. Чтимый образ «Живоносный Источник» дополняют иконы Божьей Матери (Цареградская, «Умягчение злых сердец»; Иерусалимская, «Взыскание погибших») и святителей (Кирилл Иерусалимский – обличитель ариан, отрицавших Богоматеринское достоинство Пресвятой Девы, и Софроний Иерусалимский – составитель водосвятных стихир на Богоявление). В основе композиции Беседная икона Божьей Матери, на которой изображено явление Богоматери и Николая Чудотворца пономарю Юрышу, в среднике – икона «О Всепетая Мати», представляющая собой изобразительный гимн Богородице. Изображение «Живоносный Источник» как в кратком, так и в полном изводе широко тиражировалось в гравюрах. Одна из ранних, гравированная на меди в 1695 г. мастером Иваном Стрлжбицким (клеймо «I. S. ») представляет собой большой лист со множеством комментирующих надписей: «Из чаши Богоматери стекают пять рек в чаши, которые держат два архангела и трое святых». Извод со страждущими показан на четырёхлистовой гравюре второй половины XVIII в. из собрания Адама Васильевича Олсуфьева, в центральном клейме начертана молитва Пресвятой Богородице. На полуторалистовой гравюре второй половины XVIII в. из собрания А.В. Олсуфьева представлен «Образ Богородицы Живоносный Источник, с чудесами», где в 16 клеймах представлены чудеса с подписями. «Живоносный Источник» включался в состав гравированных или иконописных сводов чудотворных икон Божьей Матери (например, четырёхлистовая гравюра «Изображение 132 икон Богородицы», начало XIX в.); четырёхлистовая гравюра «Изображение 160 икон Богородицы» с иконой «Неопалимая Купина» в центре (до 1847 г., предположительно гравёр Егор Никитич Долгов); икона «Распятие и Страсти Господни» со 142 чудотворными образами Пресвятой Богородицы (конец XVIII – начало XIX вв.) из Богоявленского придела Богоявленского собора в Москве – четвёртая в восьмом ряду). Составители сборников чудотворных Богородичных икон в XIX – начала XX вв. отмечали большое количество почитаемых в XVIII–XIX вв. в России образов «Живоносный Источник», в числе немногих приводили иконы из Саровской пустыни (принесена основателем иеросхимонахом Иоанном в начале XVIII в., к ней направлял страждущих Серафим Саровский); из Тулы (две иконы в церквах Староникитской и святителя Николая), из Новодевичьего монастыря в Москве (сохранилась) и многие другие. Празднование в честь Пресвятой Богородицы ради Её иконы «Живоносный Источник» совершается в пятницу Светлой седмицы. Изображение «Живоносный Источник» получило также широкое распространение в южнославянском искусстве, а также в критской и итало-критской иконописи.



 
PR-CY.ru