«ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК» - Страница 3

Распространение этого сюжета, главным образом, в иконописи, приходится на середину XVII в., после того как в 1654 г., при патриархе Никоне, в состав русской Цветной Триоди была включена Служба иконе Божьей Матери «Живоносный Источник» и Сказание о ней, созданные Никифором Каллистом, а несколькими годами позже в сборнике «Небо Новое» (Львов, 1665 г.) архимандрит Иоанникий (Галятовский) привёл рассказ о 16 чудесах в главе «Чуда Пресвятой Богородицы от Источника еи». Вскоре сюжет был освоен иконописцами Оружейной палаты, создавшими развитую иконографическую схему (иконы конца XVII в.; конца XVII – начала XVIII в.; обе в Третьяковской галерее), дополненную клеймами чудес на полях (икона 1675 г., музей Андрея Рублёва). Сохранившиеся иконы второй половины XVII – XVIII вв. свидетельствуют об одновременном существовании двух изводов: Богородица с Младенцем на руках восседает в драгоценном фиале в виде потира, возвышающемся из водоёма на фоне традиционного для русской иконы пейзажа в виде горок с лещадками (иконы: из музея Андрея Рублёва; первой трети XVIII в., Рыбинский музей-заповедник); Богородица с Младенцем (благословляет обеими ручками) представлена на престоле под сводами белокаменного храма у самого источника вод (иконы: конца XVII – начала XVIII вв., Третьяковская галерея; конец XVII – начало XVIII вв., Новгородский музей; начало XVIII в., Ярославский музей-заповедник), как вариант этого типа – изображение Богородицы не на престоле, а на облаках, сходящих в воды купели (икона последней трети XVIII в., Владимиро-Суздальский музей-заповедник). По сторонам Богородицы – два ангела на облаках. Вокруг водоёма, имеющего, как правило, форму квадрифолия, – фигуры людей (цариц и царей, архиереев, монашествующих, простого люда), черпающих и пьющих воду из источника; их изображения связаны со Сказанием, иногда дополнены комментирующими надписями в картушах. Чудеса в клеймах, в основном, следуют варианту, предложенному в сборнике «Небо Новое», чаще их 16 – по числу описанных, однако чудеса могут идти в разной последовательности, дробиться на несколько клейм, количество которых может достигать 25 (икона из Рыбинского музея-заповедника). Как правило, чудеса даны в следующем порядке (по иконе из музея Андрея Рублёва): обретение императором Львом I источника; исцеление слепого водой из источника; построение императором Львом I храма у источника; исцеление императора Юстиниана; исцеление царицы Елены от бесплодия; обновление храма императором Василием I Македонянином, чудеса от источника; исцеление от бесплодия царицы Зои; воскрешение жителя Фессалоники;

 



 
PR-CY.ru