«ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК»

«ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК», «Живоприемный Источник» – образ Божьей Матери. Иконография связана с прославлением целебного источника за городской стеной Константинополя у Силиврийских ворот, на месте которого, по преданию, в V в. император Лев I основал «Живоносный Источник» иконы Божьей Матери монастырь. Текст Анонима X в. о чуде обретения источника и 47 случаях исцеления от него стал основой сочинения византийского церковного историка Никифора Каллиста Ксанфопула, написанного между 1306 и 1328 гг. В добавлении к тексту Анонима Никифор Каллист сообщил о прекращении чудес от источника в годы латинского управления Константинополем (1204–1261 гг.) и Лио нской унии (1274 г.), заключённой императором Михаилом VIII Палеологом (1259–1282 гг.), и об их возобновлении (15 чудес) после вступления на престол императора Андроника II Палеолога (1282–1328 гг.). Пересказывая источник X в., Никифор Каллист упоминает два чудотворных образа Божьей Матери. Один из них находился в главном нефе монастырского храма и, очевидно, являясь частью композиции «Благовещение» (у колодца?), был парным изображению архангела Гавриила. Другой помещался в крипте, рядом с источником. По преданию, именно от этого образа получила исцеление от бесплодия жена императора Льва VI Мудрого Зоя Карвонопсина: «Отмеренный моток шёлка, равный по длине образу Богоматери, что справа (от образа) Спасителя нашего в Катапиги (крипте), опоясан был вокруг (её лона), по милости (Богоматери) она зачала славного императора Константина (VII Багрянородного)». Из описаний исследователям неясно, в какой технике (мозаика? рельеф?) было выполнено изображение. Согласно тексту Никифора Каллиста, Богородица, облачённая в императорские одежды, «словно черпала (святую) воду и святила ею кругом себя и паломников». Этот же автор даёт описание ещё одного, не упоминаемого ранее мозаичного изображения в крипте, к иконографии которого, очевидно, восходят известные в настоящее время изводы иконы «Живоносный Источник»: «На картине, которая была в центре свода, где потолок храма, художник своими собственными руками изобразил в совершенстве Живоносный Источник, Который исторгает наружу из своего лона Прекраснейшего и Предвечного Младенца под видом прозрачной и жаждоутоляющей воды, живой и брызжущей… Когда задвижка, что напротив образа, поднимается, дабы остановить поток воды, и тень отражается в воде, то каждый может видеть, как в зеркале, Саму Богородицу, плывущую по живительной воде, озарённую сверхъестественным сиянием. И всякий мог дивиться, что же более правдоподобно, был ли этот образ наверху извлечён из воды, непостижимо вознёсшийся к солнцу и сохранённый на потолке, или образ сверху проникает в воду, отражаясь как в зеркале».

 



 
PR-CY.ru