ЗУБОВЫ

ЗУБОВЫ – династия иконописцев и гравёров.

Зубов Фёдор Евтихиевич (упоминается в 1647 г. – 1689 г.) происходил из семьи коренных усольских жителей, отец служил дьяконом в церкви Стефана Пермского. Первые навыки иконописания Ф.Е. Зубов, как и его брат Осип, мог приобрести в строгановских монастырских мастерских Соли Камской; исследователи полагают, что обучение иконописному делу было продолжено уже около 1635 г. в Великом Устюге. В документах с начала 1650 г. по 1662 г. Ф.Е. Зубов упоминается как записной устюжский иконописец. Согласно челобитной сыновей Ф.Е. Зубова от ноября 1689 г., где говорится, что мастер был «лет сорок и больше в Оружейной палате», по мнению исследователей, на государеву службу иконописец мог привлекаться не позднее 1645 г. как городовой иконописец «Оусолья Камского» – так называет себя Ф.Е. Зубов в подписи на иконе «Спас Нерукотворный» (1651 г., не сохранилась) для надвратной Всеградской церкви Великого Устюга (икона была сходна по размерам с чудотворным Нерукотворным образом Спасителя 1446/1447 г. письма иеромонаха Серапиона). В царской грамоте ярославскому воеводе Василию Унковскому от 10 февраля 1660 г. говорится, что «иконописец с Устюга Великого» Ф.Е. Зубов был у государевых иконописных дел до «морового поветрия» 1654 г. Хотя имя иконописца в известных документах этого времени не встречается, исследователи предполагают, что он вызывался в связи с работами в Архангельском соборе Московского Кремля (1652–1653 гг.), прерванными эпидемией чумы. Ф.Е. Зубов упоминается в числе иконописцев, участвовавших в 1657 г. в возобновлённой росписи Архангельского собора Московского Кремля. В царской грамоте от 15 января 1660 г. о вызове иконописцев для завершения работ в Архангельском соборе по формулировке «Фёдор Евтихиев с товарыщи да брат его». На этом основании исследователи характеризуют его как ведущего среди иконописцев-устюжан. Однако из грамоты Унковскому следует, что на тот период Ф.Е. Зубов жил «по городом в хоронах» и избегал вызовов в Москву, воеводе надлежало исправить положение, «тотчас» выслав иконописца из Ярославля. Это государево распоряжение от февраля вступало в противоречие с царской же грамотой от 1 марта 1660 г., в которой Ф.Е. Зубову по настоятельной просьбе игумена монастыря разрешалось написать иконы для Антониева Сийского монастыря после пожара 1659 г. В итоге иконы для обители писал Богдан Зотиков. Несмотря на то, что в монастыре находилась икона «Святой Иоанн Предтеча» с дарственной надписью Ф.Е. Зубова: «Сею икону дал по себе в дом чудотворцу Антонию устюжник Фёдор иконник Усолец» (1650 гг., Рыбинский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник), а в Сийский иконописный подлинник вошли прориси с икон его письма, исследователи не могут утверждать, что иконописец там работал. Тем не менее, в Москву Ф.Е. Зубов прибыл только в августе 1662 г.; судя по работам, выполненным в этот двухлетний период, исследователям известно только, что он был оставлен в Ярославле до окончания написания икон для церкви пророка Илии. В Ярославль после пожара 1658 г. Ф.Е. Зубов «с женою и детьми» прибыл по приглашению Скрипиных, строителей и благотворителей церкви пророка Илии, имевшей придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы; исследователи полагают, что именно для этой церкви он писал «двери царские и местные иконы и деисусы».

 



 
PR-CY.ru