Словарь по христианству З «ЗНАМЕНИЕ»

«ЗНАМЕНИЕ»

«ЗНАМЕНИЕ» – иконография Богородичных икон, в которой Богомладенец изображён прямолично на лоне (на груди) Богоматери, представленной по пояс (вариант «Великой Панагии»). В основе иконографии – пророчество о воплощении Спасителя: «...Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14); наименование связано с чудотворной иконой Божьей Матери, через которую в 1169/1170 гг. Великому Новгороду было явлено заступничество Пресвятой Богородицы. С конца XV в. название «Знамение Пречистыя» встречается в новгородских источниках по отношению к этой иконе и её повторениям, т.е. становится наименованием иконографического типа, другое название которого – «Богоматерь Воплощение». Изображение Богородицы с Христом Еммануилом в медальоне впервые появилось на печатях императора Маврикия (582–602 гг.). Такое же изображение Божьей Матери в рост есть на фреске из монастыря Бауит (часовня преподобных (XXVIII), VI–VII вв., Коптский музей, Каир), в монастыре св. Иеремии в Саккаре (VI в.), в сирийской рукописи, на фреске в люнете крипты Острианских катакомб близ усыпальницы св. Агнии в Риме (конец IV – V вв.). В послеиконоборческий период образы молящейся с воздетыми руками Богоматери в рост или по пояс иногда сопровождались надписью «Влахернитисса». Так же названы иконы других иконографических типов, происхождение которых связывается с храмом во Влахернах, построенным в Константинополе в V в. императрицей Пульхерией (например, образ Богоматери с Младенцем типа «Умиление», XII в., монастырь великомученицы Екатерины на Синае). Император Константин VII Багрянородный (912–920 гг.) в трактате «О церемониях византийского двора» упомянул о том, что во Влахернах было несколько чудотворных икон Божьей Матери, с которыми связаны различные чудеса и обычаи. С VIII в. там происходили еженедельные ночные службы в честь иконы Божьей Матери, на которых в ночь с пятницы на субботу было чудо с завесой. В описании этого чуда говорится, что «Мария несёт Младенца обеими молитвенными руками». Описывается и находившееся возле императорской купальни мраморное рельефное изображение Божьей Матери с воздетыми руками, из которых истекает св. вода. Сохранились многочисленные повторы рельефной иконы с отверстиями в ладонях XI–XIII вв. Изображения Богоматери с Младенцем в медальоне перед грудью встречаются на печатях императоров Иоанна Цимисхия (969–976 гг.), Михаила VII Дуки (1071–1078 гг.), Алексея I Комнина (1081–1118 гг.) и позднее – во времена Комнинов, на серебряной монете Константина IX Мономаха (1042–1055 гг.). Изображение с полуфигурой Богоматери присутствует на золотой печати Льва VI (886–912гг.). По описанию Константинопольского патриарха Фотия (858–867, 877–886 гг.) оно было на мозаике апсиды церкви монастыря Неа-Мони на острове Хиос (1042–1056 гг.).

 



 
PR-CY.ru