«ЗНАМЕНИЕ» - Страница 3

В память чудесной победы архиепископом Иоанном 27 ноября был установлен праздник. До начала 1440 гг. Пахомий Серб составил «Воспоминание о знамении», церковную «Службу знамению» и «Слово похвальное знамению» (позже «Сказание» вошло в «Житие» Иоанна Новгородского). В 1356 г. икона была перенесена в специально построенную для неё в 1354 г. каменную церковь в честь Знамения Пресвятой Богородицы, в XVII в. в честь иконы был возведён большой каменный собор. В 1999 г. чудотворный образ, хранившийся в советский период в Новгородском музее-заповеднике, был передан Русской православной церкви, поставлен в соборе Святой Софии в Великом Новгороде – на солее перед иконостасом слева от царских врат в стеклянном киоте. Икона (размер 59х52,7 см), двухсторонняя, укреплена на древке, является выносной. На лицевой стороне изображена по пояс Богоматерь с воздетыми руками, на Её груди – медальон с образом Христа Еммануила. На полях иконы – ростовые фигуры святых Георгия, Иакова Перского, Петра Афонского и Онуфрия (Макария Египетского?). На оборотной стороне в молении перед благословляющим обеими руками Спасителем, изображённым в сегменте, представлено двое святых. В поздней записи на иконе имелись надписи с именами апостола Петра и мученицы Наталии. Древние надписи не сохранились, однако анализ иконографии позволил исследователям предположить, что это изображения праведных Иоакима и Анны. В XVI в. икона была поновлена, возможно, лично архиепископом Макарием (впоследствии митрополит Московский). От первоначальной живописи древнего образа на лицевой стороне сохранились фрагменты синего мафория и платья Богоматери, а также фрагменты медальона, окружающего образ Богомладенца. Изображения на оборотной стороне относятся к первоначальной живописи. Один из ранних списков Новгородской иконы – икона XII в. с мученицей на обороте (Третьяковская галерея, Музей-квартира Павла Дмитриевича Корина). Многочисленные списки относятся к XVI в. (Третьяковская галерея, Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии). Поясное изображение Оранты с медальоном встречается на печатях Киевских митрополитов Никифора I (1104–1121 гг.) и Михаила (1131–1147 гг.), Новгородских епископов. В XV–XVI вв. изображения «Знамения» часто помещались на иконах избранных святых. «Знамение» Царскосельская икона Божьей Матери (празднование 27 ноября) – чудотворный образ, родовая икона Дома Романовых; в России известна с апреля 1653 г., когда была подарена царю Алексею Михайловичу Константинопольским патриархом Афанасием III Пателларием (1634, 1652 гг.); считается, что последний раз её видели во время отречения государя от престола. По преданию, император Пётр I, который перевёз образ из Москвы в Санкт-Петербург, благословил им цесаревну Елизавету, специально для этой иконы в 1734 г. поручившей архитектору Ивану Яковлевичу Бланку разработать проект каменного храма в императорской резиденции Царское Село, сооружённого им в сотрудничестве с Михаилом Григорьевичем Земцовым и освящённого в мае 1747 г.

 



 
PR-CY.ru