ЗИНОВИЙ и ЗИНОВИЯ - Страница 2

Память Зиновия и Зиновии отмечается 30 октября в иерусалимском Лекционарии V–VII вв. (сохранился в грузинском переводе) и в Иерусалимском месяцеслове X в. В «Типиконе Великой церкви» (IX–XI вв.) святые упоминаются 30 октября без богослужебного последования. В славянских студийских Минеях XI–XIII вв. 30 октября помещено последование этим святым, к которому присоединены седален и стихиры преподобного Павла. Последование включает седален, три стихиры и канон. В Стихирарях того же времени помещается самогласен Зиновию и Зиновии второго гласа. Согласно «Евергетизскому Типикону» второй половины XI в., 30 октября отмечается их память, апостолов Стахия, Амплия, Урвана и др.; последования святых соединяются с последованием Октоиха. Служба совершается по будничному чину с пением «Аллилуия» на утрене, на литургии – только служба дня. В южно-италийских и афонской редакциях Студийского устава 30 октября поётся только будничное последование Зиновию и Зиновии, служба подробно не описывается. В ранних редакциях Иерусалимского устава Зиновию и Зиновии назначается служба с пением «Аллилуия» на утрене. В греческом первопечатном «Типиконе» (Венеция, 1545 г.) и в последующих изданиях отпустительный тропарь этим святым не указан; на литургии назначается общая служба мученикам. В русских редакциях Иерусалимского устава в службе Зиновию и Зиновии появляется общий тропарь мученикам и кондак восьмого гласа. В этот день стихиры им на «Господи, воззвах» поются на 3, канон – на 4, что характерно для службы святым без праздничного знака (см. ст. Знаки праздников месяцеслова); служба на литургии не описана. Такой же порядок сохраняется и в последующих редакциях Иерусалимского устава, вплоть до современных изданий. В памятниках монастырского богослужения – Обиходниках и в богослужебных книгах, зависящих от них, 30 октября на литургии указывается общая служба мученикам, как в греческих печатных Типиконах. В современных греческих Минеях тропаря святым нет, однако он указан в других богослужебных книгах (например, в месяцесловах Часословов). Последование святым в современных богослужебных книгах включает: общий отпустительный тропарь четвёртого гласа; кондак плагального четвёртого (т.е. восьмого) гласа на подобен «Яко начатки» с икосом; канон плагального четвёртого (т.е. восьмого) гласа, авторства Иосифа (его имя составляет акростих девятой песни), ирмос; цикл из трёх стихир-подобнов, стихира-самогласна; седален; светилен. По рукописям исследователям известен анонимный канон Зиновия и Зиновии без акростиха, второго гласа, ирмос (начало: «Мысленный днесь нам рай»).

 



 
PR-CY.ru