ЗИНОВИЙ и ЗИНОВИЯ

ЗИНОВИЙ и ЗИНОВИЯ – священномученик и мученица (память 30 октября; ум. в конце III или начале IV в.). Согласно анонимному греческому Мученичеству, брат и сестра родились в городе Эги в Киликии (территория современной Турции), их благочестивые родители – Зинодот (в «Мученичестве», составленном Симеоном Метафрастом, отец назван Зиновием) и Фёкла. В юном возрасте Зиновий получил от Бога дар исцеления и именем Иисуса Христа избавлял тяжелобольных от недугов. Впоследствии Зиновий стал епископом Эгийским (Эгейским); за помощью к нему приходили даже язычники. Так, он исцелил от рака груди жену некоего индийца, после чего крестил всю их семью. Наместник Киликии Лисий повелел доставить к себе Зиновия и, после того как святой отказался принести жертвы богам, приказал бить его «до тех пор, пока Христос не придёт ему на помощь». Узнав об этом, Зиновия явилась к Лисию, чтобы разделить участь брата. Их поместили на раскалённое железное ложе, но оно остыло от крови мучеников. Тогда Лисий повелел бросить мучеников в кипящую смолу, но она превратилась в холодную воду. Наконец, их вывели за стены города и обезглавили. Ночью пресвитеры Гаий и Ермоген похоронили останки святых. В «Мученичестве» и в «Минологии Василия II» (коне X – начало XI вв.) кончина святых указана 31 октября, однако в большинстве греческих синаксарей и в «Мученичестве», составленном Симеоном Метафрастом, говорится, что они пострадали 30 октября. Установить точную дату их кончины не представляется возможным, т.к. при римском императоре Диоклетиане (284–305 гг.) было два наместника с именем Лисий, в начале и в конце его правления. Таким образом, святые пострадали или в период между 285 и 290 гг., или после начала массовых гонений на христиан в 303 г. Исследователям известно армянское сказание об этих святых, близкое к повествованию в греческих синаксарях. Напротив, позднее эфиопское «Мученичество» значительно отличается от греческой традиции. В нём Зиновия – имя матери, а не сестры Зиновия, отец Зиновия назван Менофилом, брат – Неоном. Святые пострадали при римском императоре Клавдии II Готском (268–270 гг.) и наместнике Лукиане. В традициях эфиопской житийной литературы повествование изобилует описаниями мучений и чудес: святых подвесили за волосы и били палками, распинали на крестах, затем бросили в колодец с нечистотами и посадили в горящую печь, но всякий раз Господь спасал их. После казни мучеников прогремел гром, полил дождь, и погибли 500 мужей и жён, а правитель уверовал во Христа. В эфиопском Синаксаре (не раньше XV в.) память святых отмечена седьмого числа месяца хедара (3 ноября), имя матери Зиновия передаётся как Зибия, родиной святых названа Фиваида. В Синаксаре Константинопольской церкви (конец X в.) указано, что богослужение Зиновию и Зиновии совершалось в церкви священномученика Зиновия, находящейся в константинопольском квартале Иустинианы. Исследователям известно также, что вблизи Константинополя, в месте, называемом ныне Галата, был монастырь святого Зиновия. Ипполит Делеэ предположил, что история Зиновия и Зиновии возникла в результате компиляции, выполненной неизвестным древним агиографом. Он мог взять некоторые фрагменты из Жития Космы и Дамиана, мучеников Аравийских (Киликийских), и добавить их к немногочисленным свидетельствам об Антиохийском священномученике Зиновии, который почитался в городе Эги, но не имел своего Жития (однако эта гипотеза представляется исследователям малоубедительной). На Западе мученики были неизвестны до конца XVI в.: первое упоминание о них содержится во втором издании Мартиролога Узуарда (1573 г.), откуда оно попало в «Римский Мартиролог» кардинала Цезаря Барония (1586 г.).

 



 
PR-CY.ru