ЗАЧАТИЕ ПРАВЕДНОЙ АННОЙ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ - Страница 3

Последование Зачатия праведной Анной Богородицы, содержащееся в современных богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь четвёртого гласа и кондак четвёртого гласа (указан уже в Студийско-Алексиевском Типиконе) с икосом (икосы разные в греческой и славянской Минее); каноны: первого гласа, без акростиха, ирмос авторства Андрея Критского (этому гимнографу принадлежат также канон на Рождество Пресвятой Богородицы из современной Минеи и канон на память св. праведных Богоотец Иоакима и Анны), известный по рукописям, второго гласа, с акростихом «Радость родившая, рождается девица», авторства Георгия (имя автора указано в богородичнах), ирмос «Мира днесь радость» (этот канон есть только в греческой Минее); канон с алфавитным акростихом, первого гласа, ирмос (этот канон содержится только в славянской Минее); три цикла стихир-подобнов (стихиры на хвалитех в греческой и славянской Минее разные); три самогласна; седальны (в греческой Минее – пять, в славянской – четыре (три седальна совпадают); один из седальнов по кафизмам употребляется в качестве отпустительного тропаря праздника в Студийско-Алексиевском Типиконе); седален по полиелеe (только в греческой Минее; употребление этого седальна весьма странно, т.к. другие элементы полиелейной службы (например, стихиры по Пс. 50) не указаны); светильны разные (в греческой Минее помещены два светильна); литургические чтения совпадают с указанными 9 сентября. В Минее (Московского патриархата) 9 декабря излагается бденная служба в честь Зачатия праведной Анной Богородицы, которая содержит дополнительные циклы стихир для малой вечерни, паремии Богородице, стихиры на литии, седален по полиелее (совпадает с седальном по первой кафизме на Рождество Пресвятой Богородицы), величание, в котором прославляется Богородица и её родители, Евангелие утрени – Лк. 1:39–49:56 (читается на все Богородичные праздники), стихира по Пс. 50. По рукописям исследователям известны песнопения Зачатия праведной Анной Богородицы, не вошедшие в современные богослужебные книги: канон, дополнительные кондаки: четвёртого гласа «К Анне Божиего благоволения» и плагального четвёртого (т.е. восьмого) гласа «Яко ширшая небес» с икосами; дополнительные икосы. Кроме того, в 1890 г. в Афинах была издана служба предпразднства Зачатия праведной Анной Богородицы. Первые свидетельства об этом празднике на Западе относяться к IX в. В ирландском Мартирологе Энгуса (около 830 г.) праздник Зачатия праведной Анной Богородицы указан под 3 мая (продолжения эта традиция не получила). Византийская дата – 9 декабря встречается в Неаполитанском Мраморном календаре (середина IX в.).

 



 
PR-CY.ru