ЗАЧАТИЕ ПРАВЕДНОЙ АННОЙ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ - Страница 4

В Англии в первой половине XI в. этот праздник отмечался днём раньше – 8 декабря. Несмотря на расхождение в датах, византийское влияние (скорее всего, через греческие монастыри) здесь также вероятно: ряд английских рукописей, где появляется праздник Зачатие праведной Анной Богородицы, впервые для этого региона указывает и византийская память Иоанна Златоуста (27 января). В Эксетерском и Кентерберийском Понтификалах (Бенедикционалах) приводятся особые епископские благословения, читаемые в этот день, в которых отмечается, что Дева Мария была избрана и освящена Богом прежде Благовещения. Однако после норманнского завоевания Англии в 1066 г. праздник был забыт и восстановлен только Ансельмом Младшим, епископом Лондонским (ум. в 1148 г.). Решающую роль в переосмыслении праздника сыграл трактат бенедиктинского монаха, помощника Ансельма, Эадмера «De conceptione Beatae Mariae» (раньше трактат ошибочно приписывался Ансельму Кентерберийскому), в котором впервые было сформулировано учение о Непорочном зачатии Девы Марии, т.е. о том, что Дева была освобождена от действия первородного греха. Из Англии традиция празднования была перенесена в Нормандию, а затем в Лион. Но во Франции против переосмысления Зачатия праведной Анной Богородицы выступил Бернард Клервоский. Хотя позиция Бернарда впоследствии была поддержана Фомой Аквинским и Бонавентурой, распространение праздника Зачатие праведной Анной Богородицы продолжилось. В 1263 г. в Пизе Генеральный капитул Ордена францисканцев принял решение о праздновании Зачатия праведной Анной Богородицы во всём Ордене. Богословское обоснование, в основном, было сформулировано английскими теологами Николаем Сент-Олбанским и Иоанном Дунсом Скотом. В период Авиньонского пленения папы Римские часто совершали мессу в церкви Ордена кармелитов, которые праздновали Зачатие праведной Анной Богородицы. После возвращения в Рим торжество было введено и там. Служба праздника во многом повторяла службу Рождества Девы Марии (8 сентября), включая отдельные песнопения и чтение Апостола, Притч. 8:22–35 и Евангелия – Мф. 1:1–16. Окончательному признанию праздника в католической церкви способствовало решение Базельского собора относительно учения о Непорочном зачатии (оно было принято в 1438 г., т.е. уже после закрытия Собора папой Евгением IV). В 1475 г. против учения о Непорочном зачатии выступил доминиканец Винченцо Бальделли.

 



 
PR-CY.ru