ЗАЧАТИЕ ПРАВЕДНОЙ АННОЙ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

ЗАЧАТИЕ ПРАВЕДНОЙ АННОЙ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ – праздник, отмечаемый православной церковью 9 декабря, в воспоминание чудесного зачатия Пресвятой Девы праведной Анной. Событие, в честь которого установлено празднование, впервые упоминается в апокрифическом «Протоевангелии Иакова». У благочестивой семейной пары Иоакима и Анны долгое время не было детей, что в иудейской традиции расценивалось как знак греховности или Божьего неблаговоления к супругам. Иоанн, не допущенный иерусалимским первосвященником принести жертву Богу, удалился в пустыню, оставив Анну дома. В это время обоим супругам было видение ангела, возвестившего о том, что Бог услышал их молитвы, и у них будет ребёнок. После этого благовестия Иоаким с радостью вернулся назад, а Анна вышла встречать его у Золотых ворот Иерусалима. Через девять месяцев у них родилась дочь – Пресвятая Дева. Самыми ранними свидетельствами установления праздника являются канон Андрея Критского (ум. в 740 г.; проповедь на этот праздник, надписанная в некоторых рукописях именем преподобного Андрея, принадлежит не ему, а Георгию Никомидийскому) и гомилия пресвитера Иоанна Эвбейского (ум. около 744 г.). Однако, как отмечает Иоанн, праздник Зачатия праведной Анной Богородицы в его время ещё не был известен повсеместно. Дата праздника, как полагают исследователи,  была вычислена на основании даты праздника Рождества Пресвятой Богородицы (8 сентября). В IX в. количество свидетельств о празднике Зачатия праведной Анной Богородицы резко возрастает. В частности, к этому времени относятся четыре проповеди и ряд гимнографических сочинений Георгия Никомидийского. В 1166 г. император Мануил I Комнин присоединил праздник к числу тех, в которые запрещено работать. В Типиконе Великой церкви IX–XI вв., в большинстве рукописей этого памятника, говорится, что при совершении богослужения в честь Зачатия праведной Анной Богородицы следует ориентироваться на службу 9 сентября (день памяти св. праведных Богоотец Иоакима и Анны). Тем не менее, в некоторых рукописях под 9 декабря указаны тропари в честь Зачатия праведной Анной Богородицы четвёртого гласа «Днесь благоутробия Божия явление» и «Днесь начало спасения нашего». Согласно Студийской-Алексиевскому Типикону 1034 г., который содержит самую древнюю сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, служба в честь Зачатия праведной Анной Богородицы совершалась с особой торжественностью. Указаны отпустительный тропарь первого гласа и кондак четвёртого гласа на подобен «Явился еси», на вечерне поётся «Блажен муж»; стихиры на «Господи воззвах» исполняются на шесть (два цикла стихир-подобнов по три стихиры); указан самогласен праздника на стиховне вечерни; утреня совершается с пением «Бог Господь»; поются каноны Зачатию праведной Анной Богородицы первого гласа, ирмос первого гласа, ирмос второго гласа, ирмос, светилен, на хвалитех указан цикл из трёх стихир-подобнов; на стиховне утрени вместе со стихирами Октоиха исполняются два подобна праздника. На литургии – прокимен из Пс. 31 со стихом, Апостол Гал. 5:23–27, аллилуиарий из Пс. 36, Евангелие Лк. 8:16–21.

 



 
PR-CY.ru