ВЕЛИКАЯ ЛАВРА - Страница 30

В настоящее время в шести келлиях-исихастириях живут восемь монахов. Катунакии (Катунакия) – монашеское поселение скитского типа, расположенное в возвышенной долине между Малой св. Анной и Карулиями. Название происходит от византийского слова, означающего военный лагерь, узкое, защищённое место. Поселение возникло в начале XVIII в., как полагают исследователи, на месте более древнего (XVI в.). В 1903 г. состояло из 19 греческих келлий, в настоящее время – из 12 келлий-исихастириев, древнейшие из них, Благовещенская и Успенская, были основаны в 1852 г. Самая большая келлия принадлежит братству Данилеев – святогорских иконописцев и псалтов (певцов). Основана старцем Даниилом (ум. в 1929 г.), по имени которого и получила своё название. Старец Даниил совмещал аскетические подвиги с писательскими трудами, он – автор нескольких книг духовно-аскетического содержания, переписывался с Нектарием Пентапольским (Эгинским), который в 1918 г. просил его прислать общежительный устав для основанного на острове Эгина женского монастыря. Храм келлии посвящён преподобным отцам, на Афоне просиявшим. Кроме старца Даниила в Катунакиях в XX в. подвизались старцы Игнатий Слепой (ум. в 1927 г.), Каллиник Исихаст (ум. в 1930 г.), Герасим (Менайос; ум. в 1957 г.). В келлии Ефрема подвизался старец Ефрем Катунакийский (ум. в 1998 г.), который всю жизнь провёл в строжайшем послушании, один из афонских святых XX в. В конце 1990 – начале 2000 гг. за счёт Данилейской келлии была построена дорога, связывающая Катунакии с морским причалом. Общее число монахов, подвизающихся в Катунакиях – около 30. Карулии (Карулия, Каруля) – пещеры и келлии, находящиеся на обрывистых скалах в самой южной части Афонского полуострова, недалеко от Катунакий. Отдалённые пещеры, куда можно добраться только по цепям, называются Внутренними, или Страшными, Карулиями (в отличие от Внешних). Название происходит от турецкого karauli – наблюдательный пункт или от латинского carrulus – тележка, т.е. подъёмное устройство, при помощи которого отшельники могли выменивать у рыбаков продукты на своё рукоделие. Первые подвижники приходят в Карулии в XVIII в., в XIX в. здесь образовалось поселение, значительное число монахов составляли русские, более способные, чем греки, выдержать тяготы жизни в этом суровом и изолированном от внешнего мира месте. Небольшой кириакон был освящён во имя великомученика Георгия. С конца XVIII в. до середины XIX в. Карулии находились в зависимости от Большого скита св. Анны, порядок в кириаконе поддерживал присылавшийся оттуда монах. 18 мая 1866 г. Великая лавра предоставила Карулиям статус скита, первым дикеем был избран русский монах Иннокентий (ум. в 1901 г.), впоследствии подвизавшийся в Андреевском скиту. Он сделал щедрые пожертвования на существовавшие келлии и на строительство двух новых. В начале XX в. в Карулиях жили 30 русских монахов в 11 келлиях, в 1934 г. – 24 монаха в 19 келлиях, в 1940–1941 гг. – 28 монахов в 18 келлиях. Из русских старцев известны схимонах Феодосий, в прошлом преподаватель Казанской духовной академии (ум. 2 октября 1937 г.), иеромонах Никон (ум. в 1961 г.), бывший офицер царской армии, схимонах Никодим, телохранитель императора Николая II, который пришёл на Афон из России пешком и подвизался здесь до своей кончины (ум. 13 февраля 1984 г.).

 



 
PR-CY.ru